Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Романова Ольга Владимировна | |||
05.10.2021 23:30 | |||
Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста. Романова Ольга Владимировна МАУДО Центр дополнительного образования города Владикавказа Аннотация: речь является важнейшей социальной функцией. Для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов. Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми. Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе, к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ребенку высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие Ключевые слова: речь, дошкольник, фонематический слух, психическое развитие, звукопроизношение, педагогика, психология, образование, письменная речь, дети, развитие, проблема, трудности. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым. [2] Ответы взрослого дают ребенку новые знания о природе, обществе, моральных нормах пр. Только взрослые могут объяснить, почему идет дождь, какие бывают звери, чем они питаются, зачем нам нужен той или иной предмет и т.д. Отвечая на вопросы ребенка, вы обогащаете представления вашего ребенка о мире, который он не может взять в руки, потрогать, рассмотреть, но в котором он начинает жить. Разговаривая с ребенком, вы не только отвечаете на поставленные вопросы, но и вызываете новые. Ведь вопросы могут быть возникнуть лишь тогда, когда уже что-то известно. И чем больше знаешь о каком-нибудь предмете или явлении, тем больше появляется интересных вопросов, на которые хочется получить ответ. Такое общение дает ребенку не только новые знания, но и развивает любознательность, интерес к окружающему миру. К школе ребенок должен хорошо владеть речью, легко отвечать на вопросы, составлять небольшие рассказы, иметь хорошую дикцию. Родители не должны забывать, что ребенок усваивает родной язык, подражая разговорной речи окружающих, впитывает в себя стереотипы «речевого поведения» и языковой культуры, выражает свои желания, намерения, пояснения смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых и неречевых — жестовых, мимических, пантомимических) средств, строит языковое общение с другими людьми. Развивая речь своего ребенка, мы сталкиваемся с типичными проблемами развития речи дошкольника:
К объективным причинам недоразвития речи относят:
Чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная речь — результат семейного воспитания. Правильно произносить звуки и слова помогут рекомендации для взрослых, материалы по работе со скороговорками, по языковой и пальчиковой гимнастике, веселые стихи, яркие рисунки. [3] Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивым, необщительными. Хорошо, если дети занимаются постановкой звуков со специалистами – учителями — логопедами. Но иногда, в легких случаях, достаточно бывает проконсультироваться с логопедом и позаниматься с ребенком самостоятельно. Например, упражнения речевой гимнастики, которая подготовит артикулярный аппарат малыша к овладению звуками речи. Такая гимнастика обычно проводится на начальном этапе работы. Она нужна для усвоения и закрепления определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект. Очень полезны дыхательные упражнения, они помогают выработать длительную и точно направленную воздушную струю, необходимую для произнесения звуков. Важно развивать у малышей фонематический слух, это поможет им отличать правильное произношение звука от неверного, а также дифференцировать различные звуки родного языка. В пособии вы сможете найти упражнения по развитию фонематического слуха. [6] Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка; а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г. В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина). В свою очередь, формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение. Поскольку при нарушении слоговой структуры слова может искажаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных. [1] Очень часто дети дошкольного и младшего школьного возраста зеркалят буквы при письме. Это связано с особенностями развития мозга ребенка, недостаточной сформированностью зрительно-пространственного восприятия и даже слишком ранним обучением письму печатными буквами. Зеркальность букв при письме присуща многим дошкольникам и чаще всего проявляется у детей 5-7 лет. В этом возрасте данная проблема не считается нарушением, так как освоение письма и образа буквы пока носит развернутый характер и не стало для ребенка автоматизированным навыком. На формирование буквенного гнозиса, локацией которого являются височно-затылочные отделы левого полушария мозга, нужно время. Ведь графема (письменная буква) не является для ребенка простейшим графическим элементом. Она состоит из разных элементов и по-разному располагается в пространстве. Буквенный гнозис, узнаванием написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения. [5] Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Это подтверждается психолого-педагогическими (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, С. С. Ляпидевский, С. А. Миронова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева и др.), психолингвистическими (В. К. Воробьёва, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева и др.) и медико-педагогическими (О. Н. Исаев, В. В. Ковалёв и др.) исследованиями. Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции. Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу — до 60 % от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии. Выготский Л. С. писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Исследования многих специалистов таких, как Е. Ю. Рау, Ю. Б. Некрасовой, О. С. Никольской, Т. А. Добровольской, О. А. Карабановой, Л. В. Кузнецовой, Левченко И. Ю., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. и др. показывают, что большие затруднения при обучении испытывают дети с логопедическими диагнозами общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, которые проявляется не только в дефектах произношения и в нарушениях лексико-грамматических средств языка, но и в познавательной сфере. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками. Нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания, как логопеда, так и психолога. Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабо успевающими по русскому языку, математике, чтению. У детей с логопедическими нарушениями при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической и психологической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования. В настоящее время в России сложилась личностно-ориентированная модель образования. Приоритетными характеристиками такого образования являются концентрация внимания на личности ребенка, обеспечение индивидуального подхода к его развитию, смещение акцентов со знаниевой системы на личностно-ориентированную. Особенно это касается проблемных детей. Если раньше внимание специалистов было сконцентрировано на дефекте ребенка и обычными были термины «дефективный» ребенок, «дефектологический» факультет и т.д., то на рубеже XX-XXI вв. ученые сосредоточили свое внимание не на дефекте, а на личности ребенка с его проблемами, компенсаторными и потенциальными возможностями. Исходя из этой методологической основы, особое внимание обращено на детей, посещающих ДОУ и имеющих речевые нарушения. Стремление найти действенные средства педагогической помощи детей группы риска привело ученых к обоснованию необходимости последовательной дифференциации и индивидуализации обучения. Признание педагогической значимости индивидуальных различий между детьми и учета этих различий в коррекционно-развивающем, учебно-воспитательном процессе восходит к мыслителям Древнего Рима, но особенно актуальным оно стало в условиях перехода к массовому обучению. Его гуманистическое содержание как базовая основа построения природосообразного обучения раскрыто в работах классиков мировой педагогики: А.Дистервега, Д. Дьюи, А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Вместе с тем вопросы, как сделать обучение эффективным, личностно-ориентированным, как преодолеть противоречие между одинаковым для всех содержанием, требованиями к результатам обучения и неравными возможностями, до сих пор актуальны и волнуют ученых всего мира. [4] ЛИТЕРАТУРА
|