Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста методом мнемотехники в условиях реализации ФГОС ДО. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Кошель Светлана Васильевна, Васильева Анна Гаврииловна | |||
06.10.2021 09:14 | |||
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста методом мнемотехники в условиях реализации ФГОС ДО. Авторы:
Развитие речи считается одним из самых весомых приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая база воспитания и обучения ребят. Речь как основное средство общения сочетает все виды деятельности ребенка. От свойства речи, умения воспользоваться ею игре, во время общей работы воспитателя и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками авторитет и статусное положение в детском обществе. Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФГОС ДО.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Речевое развитие» дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, становление связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, становление речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». На сегодняшний день вызывает большое беспокойство то, что у множества ребят имеются трудности в образовательном процессе: высокая утомляемость, отрицательные эмоции особенно при работе с текстовым материалом (пересказ, заучивание стихотворений). Этому способствует много факторов: недостаточная форсированность психических качеств: внимания, мышления, воображения, фантазии, памяти. В собственной практике, мы столкнулись с тем, что у детей плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, поочередно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал. Беря во внимание, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс изучения был для их увлекательным, занимательным, развивающим. И для достижения наилучших результатов в своей работе мы применяем образовательную технологию мнемотехника. Всем известно мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. В методической литературе выделены основные задачи мнемотехники:
Как каждая работа, мнемотехника основывается от простого к сложному. Данную работу, по применению предоставленной технологии начали с ребятами младшего дошкольного возраста. Знакомили ребят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. (например, сюжетная иллюстрация «Кошка лакает»). Вслед за тем, усложняли занятия, показывая мнемодорожки – это уже квадрат из четырех иллюстраций, по которым можно составить маленький рассказ в 2-4 предложения. (например, «Времена года», «На прогулке»). И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они предполагают собой изображения ведущих звеньев, в том числе схематические, по которым можно уяснить и воспроизвести весь рассказ или даже стихотворение. Мнемотаблицы работают в нашей работе дидактическим материалом и применяются для:
В среднем дошкольном возрасте стали использовать цветные мнемотаблицы, так в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, ёлочка-зелёная. В данный момент для ребят старшего возраста используем схемы в одном цвете, дабы не привлекать внимание ребят на яркость символических изображении. Также на занятиях по речевому развитию используем мнемотаблицы для составления описательных рассказов по лексическим темам «Времена года», «Профессии», «Посуда», «Одежда», «Дикие, домашние животные» и т.д. В центре речевого развития подобран ряд мнетаблиц не только для заучивания стихотворений, пересказывания сказок, рассказов, но и для составления и отгадывания загадок, пословиц. Ребята в самостоятельной деятельности применяют используемый материал для развития игрового сюжета, театрализованной работы. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок понимает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить личный рассказ, а еще как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку). Постоянное внедрение в собственной работе образовательной технологии, несомненно помогло прийти к следующему: у воспитанников
Мнемотехника — не панацея от трудности информационной загруженности ребят. На мой взгляд, это успешная находка для взрослых, которые желают развивать речь своих ребят через игру, помочь запомнить и научить хранить и воспроизводить полученную информацию.
|