Как научить ребёнка связной речи? |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Переверзева Алла Николаевна | |||
02.10.2021 07:22 | |||
Как научить ребёнка связной речи? Уважаемые родители! Не секрет, чтобы научить ребёнка правильно и своевременно говорить, взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий. Я расскажу Вам о том, как с помощью современных методов можно научить малыша связно, последовательно высказывать свои мысли, рассказывать о событиях из жизни, делиться своими впечатлениями с окружающими людьми. В настоящее время одной из распространённых технологий обучения детей связной речи является мнемотехника. Что же это такое? Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Простыми словами можно сказать, что мнемотехника – это графические рисунки, картинки или символы, которые последовательно передают содержание стихотворения, сказки, рассказа, потешки, прибаутки и т.д. К. Д. Ушинский говорил, что «если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Это обусловлено тем, что у детей в раннем возрасте развивается в первую очередь зрительно-образная память.
Обучение детей мнемотехники нужно начинать с самого раннего возраста, от самого простого к сложному, используя сначала мнемоквадраты. Для детей 3-4 лет можно применять отдельные карточки в виде квадратов, на которых нарисована, например чашка, машинка. На других квадратах нарисованы цвета, например: синий, желтый. Показывая квадраты с машинкой и цветом, ребенок видит эти картинки, запоминает, а затем и называет словосочетание «машина синяя», «чашка жёлтая», тем самым усваивает названия предмета и его цвет. Малыши очень любят слушать сказки, стихи, потешки, которые рассказывают им взрослые. Но не все могут быстро запомнить их: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Ребёнок лучше запомнит содержание сказки, если он не только слышит, но и видит картинку к любимой сказке. Мамы и папы, проявите своё творчество, фантазию, нарисуйте вместе с малышом картинки к сказке, при этом проговаривайте свои действия. Содержание сказки можно нарисовать символами, но не забудьте объяснить малышу, что они обозначают. Ребёнок, который ещё не говорит, может визуально запомнить информацию в необходимой последовательности. Должно пройти время, чтобы малыш заговорил и рассказал то, что он видит, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д. Данный метод развития связной речи поможет малышу легко запомнить, например, небольшие стихи Агнии Барто. Ребёнок сначала рассматривает рисунки к стихам, запоминает их, а в последствие воспроизводит текст, опираясь на то, что он видит. С помощью мнемотехники можно научить ребенка культурно-гигиеническим навыкам, самостоятельно и последовательно одеваться, исследовать новые для малыша объекты. В процессе обучения ребёнка связной речи таким методом у него совершенствуются навыки правильного произношения звуков, умственное развитие, развивается фантазия, мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность. Ребенок учится свободно общаться с людьми, высказывать свои мысли, мнение; у него расширяется кругозор, словарный запас. Чем раньше мы научим малыша рассказывать, пересказывать текст, тем лучше подготовим его к школе, так как связная речь является важным компонентом умственных способностей ребёнка. Попробуйте сами и увидите результат!
|