Презентация «Формирование элементарных этимологических представлений у дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Дорожкина Светлана Александровна | |||
19.07.2018 17:12 | |||
Презентация «Формирование элементарных этимологических представлений у дошкольников» Федеральные государственные стандарты определяя портрет выпускника ДОУ смещают акцент с набора знаний, умений и навыков в сторону общей культуры, на наличие качеств, обеспечивающих социальную успешность в школе. Один из ведущих специалистов в дошкольной педагогике Н.Н. Поддъяков справедливо подчеркивал, что гораздо важнее не бездумно накапливать информацию, давать детям ключ к ее приобретению. Таким своеобразным ключиком для получения информации может быть формирование этимологических представлений. Не зря К.И. Чуковский называл детей дошкольного возраста стихийными этимологами, прирожденными лингвистами.
Этимология- раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Она вовлекает детей в ситуацию активного поиска. Почему так, а не иначе? Вполне правомерно отнести этот вид деятельности к поисково-исследовательской. Верным помощником в этой работе является пытливый детский ум, неуемная познавательная активность, но именно дефицит подобных качеств характеризует детей с нарушением речи. Заинтересовать детей поиском значения слов можно с использованием как классических, так и специальных приемов. Принцип интеграции образовательных областей позволяет формировать этимологические представления в разных видах деятельности. Гениальным учителем по формированию этимологических представлений является сказка. Она несет не только большой нравственный потенциал, но и может быть средством поисковой речемыслительной деятельности. Вовлекая детей в ситуацию поиска, можно предложить им простейшую опытно-экспериментальную деятельность (простейшие опыты с водой – «Почему мороз трескучий»; получение золы путем сжигания тонких палочек и как ею можно испачкаться»). Совместно с родителями дети занимаются проектной деятельностью, выясняя, например. Почему «божья коровка» так называется; «Почему избушка на курьих ножках». В основе процесса расследования происхождения слов лежит умение находить в словах существенные признаки, поэтому полезно подбирать игры и задания, которые учат находить существенные признаки, развивают чувствительность к языку. Этимологию любят и взрослые и дети. Занятия этимологией привлекают к активному сотрудничеству с детьми, к совместным изысканиям.
|