Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ширшина Елена | |||
20.07.2018 10:07 | |||
Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников» Актуальность На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование познавательно-речевых навыков детей. Одним из наиболее сложных моментов, по мнению педагогов, является изменение роли занятий в образовательном процессе, т.к. традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Структура мнемотехники строится по принципу: от простого к сложному
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному
Мнемоквадраты
Мнемодорожки
Мнемотаблицы
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемосхемы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Для детей старшего дошкольного возраста мнемосхемы желательно давать в одном цвете. Коллаж -это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Коллаж – это учебное пособие. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети — самостоятельно) Предметно-схематические модели Т.А. Ткаченко Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков (например: схема описания посуды). Применение мнемотехники в работе с детьми Вопрос к педагогам: - В каких видах деятельности вы применяете методику мнемотехники?
Практические упражнения 1. Заучивание стихотворения Алгоритм
В руки овощи берем, 2. Отгадайте загадку Круглая, а не мяч, Жёлтая, а не солнышко, С хвостиком, а не мышка (репка) Мнемоквадраты «Расскажи сказку», мы сделали в виде веера по сюжетам уже знакомым детям сказок, соответствующих их возрасту. Коллажи «Узнай сказку» — по сюжетам знакомых детям сказок, младшие дошкольники могут узнавать сказки и передавать их содержание. Логоритмика
Логоритмические игры и упражнения могут выполняться
Логоритмика для детей младшего возраста имеет целью стимуляцию речевой и мыслительной активности, развитие и формирование связной речи – это пальчиковая гимнастика, потешки, коротенькие стихи о животных, изображение их по показу педагога. Логоритмика для детей 5-6 лет В этом возрасте упражнения более сложные. Детям нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку. Логоритмика для детей 6-7 лет дети могут сами догадаться, или придумать какие движения нужно выполнять в соответствии с содержанием текста, или характером музыки. В процессе логоритмических упражнений у детей развиваются двигательные умения и познавательные способности, совершенствуются зрительное и слуховое восприятие, психические процессы, речь, помогают разнообразить виды деятельности по всем направлениям образовательной деятельности Практические упражнения (с педагогами) Предлагаю небольшую разминку с элементами логоритмики. Сказкотерапия Сказкотерапия — означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор. Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. Комплексная сказкотерапия базируется на пяти видах сказок:
Дидактические сказки (от 3 – х до 6 лет) создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. Художественные сказки способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др. Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др. Медитативные сказки помогают расслабиться, снять напряжение. Психокоррекционная – есть возрастные ограничения (рекомендована для детей 11 – 12 лет). Практическое задание (педагогам) - Какие сказки вы видите на слайде? Какую мораль можно извлечь из этих сказок? Сказка «Репка» — помощь и поддержка других людей позволяет достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Сказка «Маша и Медведь» — в любой ситуации можно найти выход, главное не сила, а смекалка. Сказка «Колобок» — жизненно – важный вопрос для ребёнка: что будет, если отойти от мамы? А вот ответ, который можно извлечь из сказки:
Сказка «Красная Шапочка» Ш.Перро является сказкой с глубоким смыслом и психологическим подтекстом.
Сказка «Золотая рыбка» А.С. Пушкина учит тому, что подарок судьбы надо использовать только на добрые дела, а иначе останешься у разбитого корыта. Используя в работе приёмы сказкотерапии необходимо учитывать возрастные особенности детей. Дети от 3 до 5-и лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Начиная с 5 лет, детям наиболее увлекательны волшебные сказки, из которых в опыт детей поступает жизненная мудрость, информация о духовном развитии человека, о том как он познаёт мир. Задачи сказкотерапии достаточно глубоко пересекаются с нашими педагогическими задачами. Развитие всех психических процессов ребенка. Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, совершенствование коммуникативных навыков). Снятие эмоционального и физического напряжения
|