Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья на тему: Современный подход для создания оптимальных условий направленных на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ
Развитие речи у детей
Автор: Фокеева Елена Александровна   
12.07.2018 08:37

Статья на тему: Современный подход для создания оптимальных условий направленных на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста в ДОУСтатья на тему: Современный подход для создания оптимальных условий направленных на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Автор:

  • Елена Александровна Фокеева учитель-логопед МКДОУ №451

«Развитие каждого ребенка уникально, и идет по своим законам».

В статье описаны основные методы по созданию оптимальных условий направленных на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ. Приведены примеры инновационных методик и мастер классов.

 

Своевременное оказание коррекционно – развивающей помощи детям младшего возраста становится актуальной проблемой в современном обществе. В сложившейся системе образования логопедическая служба начинает оказывать помощь детям в возрасте 4-5 лет, при этом профилактику речевых нарушений необходимо начинать с детьми 2-3 лет, так как с возрастом ухудшаются условия для компенсации и коррекции речевых функций ребенка. Это вызывает необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми младшего возраста. [1; 15]

Для успешной работы, в нашем ДОУ, была создана модель коррекционно-речевой работы с детьми младшего возраста, которая позволяет:

  • максимально рано выявить детей с задержками речевого развития;
  • сократить разрыв между моментом выявления первичного нарушения и началом логопедического воздействия;
  • целенаправленно вовлекать родителей в процесс развития речи детей. [2; 216]

В течение учебного года было организованно профессиональное методическое объединение, где учитель — логопед являлся координатором коррекцинно – образовательной деятельности. Основными направлениями, которого являются всестороннее повышение компетентности и рост профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, повышение качества и эффективности образовательного процесса.

В рамках методического объединения «Организация речевых уголков в группах ДОУ» в начале учебного года стартовал фестиваль «Центр речевой активности» для педагогов младших групп оздоровительной направленности. Одной из основных тем фестиваля было обсуждение вопросов речи как высшей психической функции. У детей до 3х лет речь и мышление в своём развитии идут параллельно друг с другом. После 3 лет речь и мышление начинают взаимодействовать, развиваться совместно: отставание в речевом развитии влечёт за собой отставание в развитии мыслительной функции и наоборот. В рамках фестиваля специалисты и педагоги коррекционных групп поделились опытом, создания и наполняемости речевых центров в группах, продемонстрировали пособия и игры, изготовленные своими руками, а так же предложили основные коррекционные направления и пути их решения.

После фестиваля, у воспитателей младших групп, возникло огромное желание поучаствовать в фестивале и создать свой неповторимый речевой центр в группе. [3; 112]

Постепенно в течение года речевые уголки пополняются различными методическими и дидактическими пособиями по определенным разделам:

1. Для развития психологической базы речи. Оформили игры, сделанные своими руками для развития мыслительной деятельности, внимания, памяти, воображения:

  • «Цвет, форма, размер»;
  • «Четвёртый лишний»;
  • «Разрезные картинки»;
  • «Почтовый ящик» (соотнесение формы и размера);
  • «Сравни предметы» (по всем лексическим темам);

2. Для развития лексико-грамматического строя речи, создали дидактический материал и игры для активизации словарного запаса слов и грамматически правильного его использования.

  • картотека предметных картинок в едином стиле оформления по всем лексическим темам;
  • игры: «Что забыл нарисовать художник?», «Большие и маленькие», «Профессии» и др.;
  • наборы сюжетных картинок для составления простых грамматических форм;
  • сюжетные картины для составления предложений;
  • настольно-печатные игры и лото ( «Кому чего не хватает?», «Что для чего?», «Кто кем работает?» и др.) [4; 4]

4. Для развития связной речи. Оформили игры своими руками, которые отражают логику мышления ребенка, его умение обдумывать воспринимаемое и умение выразить слова в правильной форме, такие как: сюжетные картины для составления предложений «Репка», «Маша и Медведь», «Колобок»; настольно-печатные игры и лото «Что для чего?», «Что любит наша кукла?»

5. Для развития фонематического восприятия. Пополнили речевой уголок играми, которые развивают способность к дальнейшему анализу и синтезу слов:

  • «Узнай, что звенит (гремит)
  • Сказка «Три медведя»
  • «Узнай по голосу»
  • «Мышка и мишка» [5; 14]

6. Для «физиологического (речевого) дыхания», которое является — процессом, обеспечивающим нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии). Был пополнен логопедический центр: мыльными пузырями, вертушками, стаканчиками с шариками из пенопласта.

7. Для развития артикуляционного аппарата изготовили яркие карточки по артикуляционной гимнастике «Сказка о веселом язычке», «Путешествие язычка в зоопарк». Приобрели пособия «Гимнастика для развития речи» под редакцией Елены Косиновой.

8. Для развития мелкой моторики воспитатели использовали игры: «Золушка» использовался сухой бассейн, наполненный фасолью, гречкой, горохом, где детям необходимо рассортировать крупы в разные стаканчики.

«Найди игрушку» дети находили и сопоставляли киндер – игрушку по цвету, размеру. «Накорми поросенка» игра изготовлена из пластиковой бутылки, дети откручивают крышку и кормили различной крупой.

9. Для самомассажа были приобретены су-джок мячики, с помощью которых дети массажируют лицо, руки, спину друг другу и аппликатор-Кузнецова, для массажа стоп, пальцев рук. [6; 44]

10. Для ориентировки в пространстве, чтобы дети могли накапливать опыт восприятия ближайшего пространственного окружения, и для подготовки ручки совсем маленьких детишек к письму предлагается распечатать прописи в виде простых линий, зигзагов, кругов, волн.

С целью повышения компетенций в коррекционной работе для воспитателей были проведены мастер – классы, которые дали возможность педагогам ознакомиться с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Мастер классы «Сказка о веселом язычке» по развитию артикулярной моторики, позволяют улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк, что является хорошим профилактическим средством для развития речи. Для артикуляционной гимнастики использовались яркие карточки с крупным рисунком.

Мастер-класс «Дует в поле ветерок», для формирования правильного речевого дыхания, выработки целенаправленного ротового выдоха и закрепления навыков речевого дыхания; ведет к развитию силы, плавности, длительности выдоха, мягкости и гибкости голоса. [8; 27]Для игр на развитие речевого дыхания применялись вертушки, свистульки, свечи на батарейках.

Мастер-класс «Внимательные ущки», на развитие фонематического слуха. С детьми проводились игры на неречевые и речевые звуки, использовались музыкальные инструменты: барабан, маракас, погремушка, игрушки.

Мастер-класс «Умелые ручки», на развитие мелкой моторики, с использованием самомассажа. Игровой массаж стимулирует активные точки,

расположенные на пальцах рук, лица, органах артикуляции; нормализует мышечный тонус.

Мастер-класс «Качаем куклу Катю», направлен на развитие голоса, формированию интонационной выразительности.

Мастер-класс «Раз шажок, два шажок», развитие общей моторики, с использованием логоритмических упражнений по методике Екатерины Железновой.

Мастер-класс «Дедка за репку», развитие связной речи, обогащению словарного запаса, побуждать к проговариванию и повторению отдельных слов и фраз. Для инсценировки использовались яркие атрибуты.

В конце года воспитатели младших групп представили свои «речевые центры» в группах, продемонстрировали дидактические пособия, сделанные своими руками и игры на развитие мелкой моторики изготовленные родителями.

На сегодняшний день в нашем ДОУ организован родительский клуб

«Речевечок», он являются дополнительным компонентом образовательного процесса. Родительский клуб направлен на оказание теоретической и пропедевтической помощи родителям в вопросах развития речи детей раннего возраста, работа выстроена как комплексный подход, коллектива в целом, с привлечением родителей. Такой комплексный подход создает единое коррекционное образовательное пространство для малышей «педагог – ребенок – семья» и предполагает взаимодействие и общие цели коррекции речевых нарушений у дошкольников. Специфика его состоит так же в том, что, каждый специалист выполняет свои четко определенные задачи и переносит их продолжение в семью. Руководит процессом координации старший воспитатель. [7; 14] Координирует весь коррекционно-развивающей процесс учитель-логопед, он же ведет контроль над результатами.

Важным аспектом в инновационной деятельности нашего ДОУ стала организация информационно – аналитической работы. С педагогическим составом ДОУ было проведено анкетирование – опрос, целью которого было выявление идей, потребностей воспитателей для улучшения работы коллектива.

Опрос позволил выявить слабые стороны работы, и в тоже время определил основные направления по улучшению профилактики коррекции речевых нарушений у дошкольников, в том числе была проведена совместная разработка комплексного подхода и организация фестиваля для обмена опытом.

В результате на сегодня у нас в ДОУ сформировался коллектив единомышленников, которые могут внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт в области коррекции и развития речевой деятельности детей. [9; 94]

Таким образом, комплексный подход, полноценная связь с родителями, и взаимосвязь динамики речевого развития с познавательными процессами дает положительный результат и эффективность методики. Данная методика позволила значительно увеличить показатели формирования отдельных навыков речевой деятельности, на 21% — 38%. Это доказывает, что внедрение в практику ДОУ представленной технологии ранней диагностики и коррекции нарушения развития речи способствует повышению результативности коррекционной работы в целом. Сравнительный анализ полученных результатов в группах раннего возраста показал, что в ДОУ необходима работа специалистов по ранней профилактике, так как она ведет к снижению тяжести речевого нарушения у детей с нарушением речи, заинтересованности родителей в воспитании и обучении своих детей, компенсация нарушения в психофизическом развитии малыша и предупреждение отклонения.

Список используемых источников

  1. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Методическое пособие. (Под редакцией Гаркуши Ю. Ф.) — М.: Секачев В. Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН». 2013. -15 с.
  2. Нарушение речи у дошкольников. Составители: Белова — Давид Р.А., Гриншпун Б. М. — М.: Просвещение, 2015г. — 216с.
  3. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М: ТЦ Сфера, 2014 -112 с.
  4. Гудонис В.П. «Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики» // Дефектология. 2014. с-4
  5. Веневцев С.И. Использование двигательного действия при обучении грамоте учащихся начальных классов вспомогательных школ. Красноярск. 2016г с- 24с.
  6. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Москва. 2015г с-44.
  7. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с

нарушениями речи/ И.Т. Власенко. Москва. 2016г с-14 с.

8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Москва. 2014г с-27

9. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Санкт-Петербург. 2015г с-94с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год