«Особенности развития речи дошкольников в условиях национального села» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Кулахметова Сания Абдряшитовна | |||
10.07.2018 19:54 | |||
«Особенности развития речи дошкольников в условиях национального села» Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык- средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка совершенствует ее и обогащается сама. Словом, речь вроде бы развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребенка наполнена интересными и разнообразными событиями и делами, а рядом с ребенком – педагоги с богатой правильной речью и желанием общаться с детьми. Эти обстоятельства действительно существенны для обучения речи и обладают мощным развивающим потенциалом, но при определенном условии. Условие это – отношение к языку как к самоценности (а не только как к орудию), как к системе, развивающейся по своим собственным законам. Недооценка тех или иных исходных сразу же дает о себе знать.
Поволжский регион, да и многие регионы России богаты национальными поселениями татар, казаков, чуваш, мордвинов и тд., но не имеют статуса национального села.. Обучение и воспитание в дошкольных образовательных учреждениях, ведется на русском языке.. Реформа дошкольного образования, провозгласившая педагогику развития, личностно-ориентированное отношение к ребенку, акцентировала внимание дошкольных работников на создание развивающей среды. Дома, на улице дети окружены другой речью, культурой, звукопроизношением. Наблюдения показали о серьезных недостатках, связанных с освоением качественного словаря, составлением рассказов из опыта ребенка, творческих рассказов. Так у каждого четвертого дошкольника обнаружены дефекты речи разной степени сложности, каждый третий ребенок не может составить концовку к сказке, каждый шестой озаглавить рассказ. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг воспитанников благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществить целенаправленное формирование конкретных речевых умений. Много, ярко, искренне рассказывать детям, в частности, об интересных событиях, участниками или свидетелями которых вы были: О хитростях знакомой вам собаки или каверзах кота, о прирученной галке, которая научилась лаять, о ваших переживаниях, радостях, сомнениях и т.п. Ребенок обогащает свою речь путем копирования и творческой переработки вашей речи, и ваши рассказы помогут ему накапливать запас положительных фактических образцов речи. Вам предстоит рассказывать детям и о том, как был прожит день. произошли события, заслуживающие внимания (научились строить высотный дом, ни разу не поссорились, ножи слушаются многих детей и помогают аккуратно и красиво есть и т.п.); был огорчительный момент для Димы – его мокрая постель, но мы его утешили, успокоили – подобное со многими маленькими детьми случается, и нет причин для огорчения. Ежедневно знакомить детей с произведениями художественной литературы, «погружая» их в удивительный мир увлекательных событий, описанных особенным языком – литературным. Обучение русскому языку предполагает планирование разнообразных ситуаций, побуждающих детей вступать в диалог с педагогом, в процессе которого совершенствуется звуковая культура речи, уточняется и активизируется словарь, формируются грамматические навыки. Необходимо:
В результате такой образовательной деятельности речь ребенка освобождается от той конкретной ситуации, в которой она находилась. Она становится внеситуативной, доля правильной речи увеличивается. Изменяется отражаемое в речи содержание. Продолжается совершенствоваться звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сенсорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют почти все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: Активно используются антонимы и синонимы, прилагательные, обобщающие существительные. Дети более свободно могут общаться на русском языке, могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
|