Использование ТРИЗ и РТВ для решения речевых задач в работе с детьми дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Милеева Наталья Михайловна | |||
21.05.2018 22:48 | |||
Использование ТРИЗ и РТВ для решения речевых задач в работе с детьми дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Милеева Наталья Михайловна Важнейшей предпосылкой для решений речевых задач в дошкольном возрасте является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Поэтому, прежде всего надо помнить о необходимости создания в группе речевых условий. Каждый педагог обязан знает, что речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, мы одновременно способствуем развитию его интеллекта и высших эмоций, готовим почву для успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности. И самое главное, о чём мы должны помнить, что задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована в последствии.
Надо помнить в первую очередь о создании гигиенических условий. Иногда приходится наблюдать на занятии, что дети начинают зевать. А происходит это вовсе не потому, что ребёнку скучно, а просто в группе стало душно и ребёнок испытывает кислородное голодание. Поэтому слежу за тем, чтобы была открыта форточка и ребёнок не испытывал дефицит кислорода. Напоминаю, чтобы дета следили за тем, как они говорят. Излишний шум утомляет детей, вызывает усталость, желание уединится.,, Не надо забывать и о трёх средах, которые помогают в развитии речевых способностей детей:
Раньше искусственная речевая среда обязательно создавалась только при обучении иностранному языку. Однако, опыт обучения детей родному языку, начиная с раннего возраста, подсказал необходимость организации искусственной речевой среды и для развития дара родной речи, ввиду особой важности её для развития, интеллекта. Поэтому так много в группе и других помещениях мы развешиваем экологические буквари, ” коромысла ”, картины, криптограммы сказок. Различные виды театров размешаем на£ стеллажах, книжки-малышки, книжки- гармошки, сделанные вместе с детьми, сказочные поляны и многое другое. Всё это даёт ребёнку возможность быть не только рассказчиком, а и слушателем, а это вызывает у детей большие трудности. В формировании творческого рассказывания надо воспитывать у ребёнка осознанное отношение к выбору изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа. Вот здесь важнейшими источниками являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Создать комфорт для ребёнка в группе может, только воспитатель. Поэтому каждый педагог должен представить ребёнку свободу самовыражения, что положительно влияет на психику детей. В.А. Сухомлинский говорил: ” Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он -”засушенный цветок ”. Вот здесь-то и пришлось искать новые методы и приёмы, которые помогли бы ребёнку заговорить. Много стали говорить об инновационных методах в работе. Что же такое инновация? Это новообразование, новое явление, возникшие в более позднюю эпоху развития. К таким приемам относятся ТРИЗ и РТВ, которые способствуют кардинальному изменению подходов к ребёнку, который перестаёт быль лишь объектом приложения педагога и становится равноправным субъектом воспитательно-образовательного процесса. Это позволяет строить работу по формуле — идти от ребёнка. Пусть гением будет ребёнок, лишённый всяческих стереотипов в своём познании мира. В чём же инновационность ТРИЗ? Это — соединение техники и педагогики. Оказывается изобретательству можно учить так, как учат, скажем физике, химии или математике. Освоить теорию изобретательства можно в любом возрасте, но чем раньше начать обучение, тем лучше будут результаты. Инженеров проще научить, школьников тоже, а как же в детском саду? Вот инженеры в конце 80 годов пришли в детский сад города Норильска (муж и жена Шустерман) и начали работу с детьми 5 лет. Они стали работать не с изобретательскими, а с игровыми задачами. Что надо помнить, работая по системе ТРИЗ?
Чего следует ожидать от занятий ТРИЗ? Это, прежде всего, стремление к свободе. Ведь именно в ней реализуется ребёнок. Ведь наша педагогическая система не запрограммирована на глубокие познания, не готовит людей мыслящих, творческих. Мы штамповали удобных одинаковых солдатиков. Ведь и мы педагоги, и родители решаем за ребёнка как ему жить, что ему делать, по какой дороге идти. Мы расчищаем для него завалы, вырубаем леса, прокладываем мосты и велим двигаться по уготовленному пути. Привычка к указаниям приходит быстро и незаметно. Расплата же за несвободу- рабское мышление. Ребёнок утрачивает самое главное — самостоятельность. А почему, собственно, мы взрослые так спешим уподобить себе своих детей? Разве мы сами так уж счастливы и довольны? Ведь те знания, которые навязываются, и которые выше его сегодняшних представлений, ребёнок воспринимает как посягательство на свою внутреннюю свободу и реагирует либо скукой, либо неадекватным поведением. Пережить — осознать — суметь — вот три этапа творческого процесса. Ведь не пережитое, не прочувственное эмоционально не может быть осознанно, не осознанное же не может быть воплощено.
|