Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Прохорова Ольга Геннадьевна | |||
09.02.2018 02:55 | |||
Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок» Прохорова О.Г. Проведя исследование по изучению теоретических основ развития связной речи детей дошкольного возраста, можно сказать, связная речь – это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная, что основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Изучая возрастные особенности развития речи, выявили следующую последовательность. Картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни.
В раннем детстве используется рассматривание картин, что упражняет способности к наблюдению, развивает мышление, воображение и развивает связную речь детей. При рассматривании картины дети, отвечая на вопросы воспитателя, выполняют различные словарные упражнения. В старшем дошкольном возрасте трудно переоценить роль наглядности. В частности, рассказывание по серии сюжетных картин оказывает огромное влияние на формирование навыков монологической речи. В этом возрасте дети уже умеют правильно воспринимать содержание картины и создавать по ней связный рассказ. В подготовительной группе используются все разновидности рассказов по картине: сюжетной картинам, повествовательный рассказ по одной картине или серии сюжетных картин. Исходя из этого, можно сделать вывод, что обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картин следует начинать с младшего дошкольного возраста проходя путь от простого к более сложному. Проведя исследование на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок», можно сделать вывод, что организация работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием серии сюжетных картин дает положительный результат. Таким образом, экспериментальным путем подтверждена гипотеза об эффективном влиянии использования серии сюжетных картин при обучении детей старшего дошкольного возраста рассказыванию. Из диаграммы мы видим, что при специально организованном, целенаправленном обучении значительно повысился уровень речевых умений детей при составлении рассказов по серии сюжетных картин. У дошкольников отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, они стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев. В рассказах детей практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картинок. Они стремятся придумать рассказ о событиях, которые логически связаны между собой, предварительно разложив картинки в нужной последовательности, употреблять в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания. В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни — в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.
|