Мультипликация как средство развития связной речи детей с ОВЗ |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Холенкова Светлана Николаевна | |||
09.02.2018 02:37 | |||
Мультипликация как средство развития связной речи детей с ОВЗ Перемены в дошкольном образовании, связанные с введением ФГОС ДО, касаются всех аспектов образования, в том числе содержания и организации работы педагога по развитию речи. Наряду с изменением и уточнением задач речевого развития детей в стандарте впервые отдельно выделена задача развития речевого творчества дошкольников. Творчество детей дошкольного возраста проявляется в разных видах детской деятельности: литературной, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, которые тесно взаимодействуют между собой. Однако именно речевая деятельность является не только привлекательной, но и наиболее сложной для проявления детского творчества. Успех в развитии речевого творчества детей зависим от стиля взаимодействия педагога с ребенком. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует формированию творчески активной личности, для которой основной вид деятельности творчество, а также формированию способности не стандартно подходить к решению поставленных проблем.
В век информационного прогресса компьютерные технологии быстрым темпом входят в нашу повседневную и профессиональную жизнь. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов, которые широко используются в работе с детьми. Мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Что дети любят больше всего на свете? Мультфильмы – это веселые и яркие картинки, ожившие на экране, за которыми, затаив дыхание, следит ребенок. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Существует большое количество способов изготовления мультипликационных фильмов. Это и рисованная мультипликация, и компьютерная графика, и различные виды анимации – пластилиновая, кукольная, предметная и т.д. Создание мультфильма предполагает наличие следующих этапов:
При выборе художественного произведения, соответствующего по содержанию поставленной цели. Произведение должно соответствовать следующим требованиям:
Организация продуктивной деятельности дошкольников в процессе создания мультфильма заключается в совместной с педагогом работе над изготовлением персонажей, декораций из различных материалов. Выбор материала предоставляется детям. Организация деятельности по озвучиванию мультфильма заключается в распределении ролей между дошкольниками, (необходимым условием является участие в постановке каждого ребенка), разучивании текста произведения, диалогов и монологов. Далее осуществляется звукозапись текста. Организация съемки мультфильма предполагает выставление дошкольниками каждого кадра мультфильма, отражающих движение персонажей, их мимику, жесты и прочее. Педагог, используя штатив и неподвижные источники света, фотографирует каждый кадр, учитывая смену ракурсов, дальнего и ближнего и планов. Чем большее количество кадров отснято, тем плавне и правдоподобнее будет мультфильм. Монтаж мультфильма в компьютерной программе производит педагог: выставляет кадры в строгой последовательности, накладывает звукозапись текста, музыку, титры. Заключительная часть деятельности по созданию мультфильма в условиях дошкольной образовательной организации предполагает совместный просмотр готового мультипликационного продукта группой старших дошкольников, высказывание впечатлений от совместной работы, выражения собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности и приобретенных в процессе нее знаний. Также возможно приглашение на презентацию мультфильма родителей. Организованная деятельность по созданию мультфильмов старшими дошкольниками позволяет решать образовательные задачи, формировать навыки работы в коллективе, сотрудничества и взаимопомощи, развивать творческие способности старших дошкольников, активизировать познавательные процессы и предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что деятельность по созданию мультфильмов может выступать эффективным средством комплексного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
|