Роль игровой деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста во взглядах Е.И Тихеевой. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Куманова Нина Александровна | |||
28.01.2018 21:36 | |||
Роль игровой деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста во взглядах Е.И Тихеевой. Куманова Нина Александровна – магистрант, «Дошкольное образование» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского», г. Калуга. Аннотация: В данной статье рассказывается роль игровой деятельности в речевого развитии детей дошкольного возраста. Умение овладевать импрессивной речью через игру. Обучать детей через игру правильно владеть экспрессивной речью. Ключевые слова: игра, речь, речевое развитие. «Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры». Е.И Тихеева
Известно игровая деятельность детей дошкольного возраста, выступает в качестве главного средства речевого развития. Это показано и отражено в нормативных документах. Федеральный государственный стандарт — является один из главных документов образовательной системы, определяющий основные нормы и правила, в данном документе выделено образовательная область «Речевое развитие» [9, с. 5]. Елизавета Ивановна Тихеева считала, что язык и мышление были и продолжают быть неразрывно связаны с трудовыми процессами детей, с деятельностью человека. Значительный и огромный опыт накапливается ребенком в игре [7, с. 33]. Речевому развитию особое внимание уделяла Е.И Тихеева. Она считала, что из игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол. Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык. [8, с. 77]. Елизавета Ивановна предлагала, что участие педагога в свободных играх детей не может ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала. Педагог должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу игр, влиять на обогащение их языка. Руководясь наблюдениями детей при ознакомлении с окружающей средой, педагог должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть и в языке, своих положительных, лучших сторон [7, с.45]. Е. И Тихеева предполагала- нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла-человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь- игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства. Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и каждый из которых требует сотрудничество языка [7, с.78]. В детском саду должна быть дидактически оборудованная кукла (Дидактически оборудованной куклой Е. И. Тихеева называла куклу, приспособленную в целях обучения детей, например, знакомству их с одеждой, ее назначением, названием, предметами домашнего обихода и т. д. Разумеется, все это оборудование должно быть продумано и должно отвечать требованиям жизни. Такая кукла используется для занятий). Эта же кукла может быть использована наравне с другими пособиями в интересах сенсорного и неразрывно с ним связанного лингвистического воспитания. Такая кукла не поступает в бесконтрольное, свободное пользование детей. Она сама и относящиеся к ее оборудованию предметы, сосредоточенные в уголке куклы, фигурируют главным образом в организованных играх и занятиях и предоставляются во временное свободное пользование детей только при условии неотступного наблюдения за ними [7, с. 89]. К оборудованию такой куклы относим меблировку, платье, белье и обувь, постель, посуду, орудия труда. Занятия с этим материалом ведутся наподобие игр с мелкими игрушками: тот или другой предмет или подбор предметов извлекается из уголка куклы и включается в игру. Детям должно быть привито понимание, что уголок куклы не место свалки игрушек, а комната, квартира куклы, в которой неизменно должен поддерживаться установленный порядок. Сколько бесед ведется на эту тему, а ведь каждая беседа — арена для упражнения языка. [7, с. 67]. В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр прежде всего в интересах развития языка детей. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение. Е.И Тихеева придавала особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие ( «Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, педагог четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще. В отношении к труду как фактору развития речи детей добавлять почти ничего не приходится. В раннем детстве отделить труд от игры можно только в абстракции. Оба процесса в большинстве случаев сливаются в одно нераздельное целое в тех видах деятельности детей, которые мы называем труд-игра или игра-труд [7, с.22]. Особенно часто трудовые процессы представлены в тех же играх с куклой: по-настоящему выстирать белье куклы, сшить платье, приготовить еду, сделать полочку для комнаты куклы и т. п. Это возможно только в том случае, если детям предоставляются подлинные материалы и орудия труда, без чего подлинный трудовой процесс проведен быть не может. Но в жизни дошкольников может и должен быть представлен и самодовлеющий труд, от игры отмежеванный. Для него можно найти место, конечно, в минимальных дозах, в режиме дня самых маленьких детей, начиная с младшей группы детского сада [8, с.33]. Все виды труда выдвигают широчайшие возможности для обогащения речи детей. В трудовом общении с детьми им должна быть дана номенклатура разнообразных материалов, орудий труда и их частей, многочисленных трудовых действий и приемов. Для примера приведем ряд глаголов, обозначающих разновидности и тонкости одного и того же трудового процесса — шитья: шить, зашить, вышить, нашит, вшить, подшить, перешить, сшить, подрубить, прометать. Каждое из этих слов имеет свое специфическое значение, связанное с определенным приемом шитья. Таким образом, мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться его сокровищами, как часто это требование нарушается, и даже не по незнанию языка, а просто по неряшливости речи. Мы говорим: приколотить гвоздь вместо вколотить, разрезать бумагу вместо нарезать, написать вместо переписать, посадить вместо посеять и т. п. Мы забываем, что точность языка способствует точности восприятия и отчетливости мышления. Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных восприятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд. [4, с. 24]. Таким образом, если взять за исходные точки для развития языка детей, с одной стороны, явления, над которыми дети производят пассивные наблюдения, а с другой — трудовые процессы, в которых они сами участвуют, то путь, открывающийся во втором случае, несомненно, приведет к более ценным достижениям. Представления, получаемые не исключительно чувственным, но и действенным путем, всегда более глубоки и отчетливы. Дело руководителя — своевременно связывать такие представления со словом, а в итоге, когда трудовой процесс закончен, потребовать от ребенка словесного отчета в том, что им было сделано. И как много интересного дают такие отчеты в смысле уяснения как речевой способности ребенка, так и степени активности и сознательности, которые были ребенком проявлены. При этом одно обыкновенно обусловливает другое. Вот характерные примеры, говорящие сами за себя. Взгляды Е.И Тихеевой не утрачивают своей актуальности и сейчас, широко используются ее методики по развитию речи в дошкольном учреждении. Методики Е.И Тихеевой по развитию речи являются доступными для детей дошкольного возраста, и усваиваются от более простого к сложному [8, с.56]. Использованная литература:
|