Консультация для педагогов «Развитие навыков звукового анализа» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Стрельникова Татьяна Борисовна | |||
28.01.2018 22:40 | |||
Консультация для педагогов «Развитие навыков звукового анализа» Стрельникова Т.Б., воспитатель, первая квалификационная категория Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например, авокадо, айва, утконос, танкер и пр.). Значение таких слов непременно выясняется и закрепляется в процессе занятия, что позволяет существенно расширить лексическую базу для фонетических обобщений. Традиционно речевой материал фонетических занятий должен включать только правильно произносимые детьми звуки. Если в ходе занятия какое-то слово сказано ребенком неточно, педагогу следует сразу же произнести его правильно, чтобы не искажать фонетическое восприятие остальных детей.
В течение всего занятия изучаемый звук во всех словах произносится педагогом утрированно и то же самое требуется от детей. Такой подход усиливает не только слуховое восприятие, но и так называемые речевые кинестезии, которые И.П. Павлов называл базальным (основных) компонентом второй сигнальной системы (речи). Важно также (на это неоднократно указывалось Л.Е. Журовой), чтобы звук интонационно выделялся без отрыва от других звуков, в процессе слитного произнесения слова. Каждый новый звук (гласный пли согласный) в начале занятия произносится педагогом изолированно. Педагог обращает внимание на его звучание, выясняет с детьми аналогии, образные сравнения (например: звук П — так, чайник шумит во время кипения, лопается мыльный пузырь, пыхтит паровозик и пр.). Затем закрепляется одна из аналогий, отраженная в символе. После этого уточняется артикуляция звука языка, губ, зубов при произнесении), но формулируется она в доступной детям форме. Последующее выделение звука звука в словах четко и однозначно может производиться только после уточнения артикуляционных и акустических особенностей звука в изолированной позиции. Символ звука дается в начале занятия и во время его проведения находится у детей: перед глазами. Когда педагог произносит слово и произносительно акцентирует изучаемый звук, внимание детей одновременно фиксируется и на зрительном символе. Таким образом, слуховое восприятие подкрепляется зрительным и наоборот. Примерно в середине занятия, при первых признаках утомления у детей, проводится динамическая пауза. Желательно, чтобы в ее тексте содержались слова с обозначенным в теме занятия звуком. После физических упражнений, сопровождаемых произнесением стихотворения, детям предлагается вспомнить услышанный текст и назвать из него как можно больше слов с изучаемым звуком. Движения для физминутки педагог выбирает по своему желанию. Поскольку внимание и восприятие учебного материала у детей отличаются непродолжительной концентрацией и небольшим объемом, игры и упражнения следует чередовать, отводя на каждое не более 4 минут. Фонематическое восприятие ребенка совершенствуется благодаря анализу не только чужого, но и собственного произношения, поэтому важно обеспечить детям максимальную речевую активность. Для этого можно использовать хоровое проговаривание, ответы по цепочке, реакции нескольких детей на один вопрос. Важно снизить «удельный вес" речи педагога с тем, чтобы для детской речи в занятии оставалось больше времени. Напомним пять основных ступеней развития фонематического восприятия у детей, усвоение которых создает готовность к формированию навыков звукового анализа:
5)дифференциация фонем. Такую работу мы предлагаем проводить, как индивидуальную. Напомним еще раз, что звуки, изучаемые на групповых занятиях, должны быть только легко и правильно произносимыми. В качестве таковых используются звуки раннего онтогенеза, восприятие которых опирается на четкие слуховые и кинестетические ощущения. В любом занятии важна личность педагога, его умение заинтересовать, активизировать детей, расставить акценты. На тех занятиях, где повышено внимание к произношению, особое значение приобретает речь взрослого, ее четкость, громкость, интонационная выразительность. В структуру каждого занятия включены фонетические игры, смысл которых состоит в уточнении акустического и артикуляционного образов одного или нескольких изучаемых звуков, в узнавании их в словах, выделении в предложениях, стихах, сказках и пр. Кроме того, в процессе игр у детей совершенствуются внимание, память, словарный запас. Далее предлагается описание игр, которые можно проводить не только в саду но и дома. ЛИТЕРАТУРА.
Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников. «Живые звуки» Педагог раздает символы звуков, из которых можно составить короткое слово (УМ, МОХ, СУП и пр.) двум-трем детям. Четко, акцентировано произнося каждое слово, взрослый предлагает им встать так, чтобы остальные дети увидели и смогли синтезировать (собрать) из звуков названное слово. «Разбежались и собрались» У детей в руках картинки, в названии которых им следует отыскать ударный гласный звук (малИна, посУда, макарОны), а затем собраться около одного из трех детей, держащих соответствующий символ гласного звука (И, У, О). Количество одновременно выделяемых в словах гласных звуков и соответственно зрительных символов можно увеличивать по мере совершенствования внимания и восприятия детей. «Собираем пуговки» Педагог раздает детям по 3-4 пуговки и объявляет, что в специальный «звуковой сундучок» будет собирать слова с тем пли иным звуком. Звук обозначается символом и выставляется перед детьми. Дети называют слова с заданным звуком в любой позиции и опускают пуговки, к которым «пришито» их слово в сундучок. «Предмет и имя» Педагог показывает детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, и дает им имена в зависимости от темы занятия (Маша, Катя, Вова, Павлик, Толя и др.) Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике, так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали. В случае ошибок педагог прибегает к помощи символа, который напоминает о нужном звуке. «Подарки гостям» Педагог представляет гостя занятия (Матрешку, Буратино, поросенка Пафа, Карлсона и ср.). Детям предлагается придумать и назвать подарки или кушанья, которые можно было бы предложить гостю с учетом того, что первый звук в названии подарка (кушанья) должен совпадать с таковым в имени гостя. В случае ошибок или сомнений педагог предъявляет детям соответствующий символ «Сумка-задумка» К сумке прикрепляется символ гласного или согласного звука. Педагог раздает детям фишки и предлагает собрать в сумку-задумку слова с заданным звуком (без учета его позиции или в определенной позиции, если таковая уже изучена с детьми). Дети называют слова с указанным звуком, одновременно складывая фишки в сумку. Усложнением в Санной игре будет определеное обобщение, в рамках которого следует подбирать слова (овощи, игрушки продукты, школьные принадлежности или другие объекты, «помещаемые " в сумку). «Цветик — семицветик» Символы звуков прикреплены к разноцветным лепесткам цветка. Ребенок, сорвавший лепесток, должен назвать слово с указанным звуком в любой позиции. «Волшебная карусель» Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символов, изображенных по краю круга. Необходимо назвать не менее трех слов, начинающихся на данный звук. «Чудесная удочка» На конце нитки у маленькой самодельной удочки — магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достает картинку и называет первый, последний, ударный или любой другой заданный звук, а затем подбирает к произнесенному звуку соответствующий символ. Металлические зажимы в случае изменения звуковой задачи в игре легко переместить на другие картинки. «Разберем и соберём» Детям раздаются символы гласных и согласных звуков. Взрослый выставляет картинку (например, КОМ) и просит выйти тех детей, у которых находятся символы звуков, имеющихся в слове. Дети с символами в руках выходят и по очереди произносят каждый свой звук, доказывал, что он имеется в названии картинки (например: Ком, кОм, коМ). После того, как звуки, обозначенные символами, «обнаружены» в слове, взрослый помогает детям соединить их в слово.
|