Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Составление рассказа по серии картинок» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Кашуркина Наталья Ивановна | |||
25.05.2017 06:08 | |||
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Составление рассказа по серии картинок» Задачи:
Предварительная работа: знакомство с произведениями писателей: Л.Н. Толстого, Э.Шима, Н.Н. Носова, К.Чуковского; упражнение «Котик», развитие общих речевых навыков; рассматривание серии картин «Заяц и снеговик», «Как ежик яблоки собирал», «Скворцы прилетели», составление рассказов по серии картинок.
Демонстрационный материал: серия сюжетных картинок «Страшный зверь». Раздаточный материал: картинки с наложенными изображениями животных (по числу детей), подставки с карандашами. Активизация словаря:
Индивидуальная работа:
Ход занятия Дети стоят полукругом. - Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой писатель? (Писатель- это человек, который пишет рассказы). -Каких писателей вы знаете? (Л. Н. Толстой, Н.Носов, К. Чуковский и т. д.). -Ребята, а вы хотите быть писателями? (Да). 1. Рассматривание серии сюжетных картинок, расположение их в нужной последовательности. (Педагог предлагает детям сесть на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом). Сегодня мы, как писатели составим рассказ по картинкам. (Педагог в произвольном порядке располагает на мольберте картинки). -Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку. (Детям дается время рассмотреть картинки, после чего вызванный ребенок к мольберту, выставляет их по порядку). 2. Рассматривание каждой картинки по отдельности, беседа по содержанию. Работа над уточнением, активизацией и расширением словаря. 1картинка -Какое время года изображено на картинках? (Наступило лето). -Как вы догадались об этом? (Светит яркое солнышко. Кругом все зеленое. Дети одеты легко). -Расскажите, кого вы видите на первой картинке? (На картинке мы видим мальчика и девочку). -Давайте придумаем им имена. (Мальчика зовут Ваня, а девочку – Катя). -Как вы думаете, куда отправились Катя и Ваня? (Катя и Ваня отправились в лес). -Какими другими словами можно сказать, что они отправились в лес? (Пошли, побежали, направились, поспешили). -Зачем они пошли в лес? (Они пошли в лес за грибами, за ягодами, за цветами, за шишками). -Как догадались, что дети пошли за грибами? (У них на руках корзинки). -Что можно сказать об их настроении? (Они веселые, довольные, радостные). 2картинка -Рассмотрим вторую картинку. -Почему у детей испуганный вид? (Потому что в дупле они увидели, чьи — то горящие глаза). -Где было дупло? (Дупло было под старым дубом). -Почему им стало страшно? (Потому что они решили, что там притаился страшный зверь). 3 картинка -Что сделали дети дальше? (Они бросили корзинки и побежали домой). -Расскажите, кого они встретили? (Они встретили дедушку.) -Как он выглядел? (Он старый. У него длинная борода. Одет в плащ, на ногах красные сапоги, на голове синяя кепка. На плече несет ружье.). - Придумайте, как назвали деда? (Деда звали Егор, Саша, Матвей…). 4картинка -Что происходит на этой картинке? (Дети рассказывают дедушке о страшном звере под деревом). -Что делает дедушка? (Он думает что делать). 5картинка -Что случилось, когда они подошли к дереву? (Дед Егор приготовил ружье на страшного зверя, а дети от страха спрятались за дерево). -Как вы думаете, что он говорит? (Эй, кто там вылезай. Кто здесь прячется? А ну, выходи страшный зверь!). 6 картинка -Почему дед Егор сильно удивился? (Он увидел не страшного зверя, а кошку). -Как догадались, что сильно удивился? (У него приподнялась кепка и чешет рукой лоб). -Почему Катя и Ваня улыбаются? (Катя и Ваня улыбаются потому что, страшным зверем оказалась кошка). 3. Физкультминутка. Упражнение «Котик» Педагог предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и показать какие бывают кошки. Вот какой коташка, Крадутся по кругу друг за другом на носочках. Круглая мордашка, Останавливаются, изображают обеими руками мордашку, покачивают головой. И на каждой лапке, Ритмично вытягивают вперед то левую, то правую руку. Коготки- царапки. Прыгают на носочках, держа при этом руки на поясе. Все ему игрушки- Выполняя поскоки, двигаются по кругу друг за другом. Кубик и катушки. Котик точно мячик, По квартире скачет. 4. Составление рассказа по цепочке. -Ребята, сейчас я включу диктофон, а вы расскажите эту историю от начала до конца. Кто-то начнет, а кто-то продолжит, будьте внимательны. (Рассказывает 3 человека). -Как можно назвать рассказ? ( «Страшный зверь», «Случай в лесу», «Интересная история» и т.д.). -Какими словами можно начать рассказ? (Однажды, как-то раз, это было летом, в один прекрасный летний день…). -Как можно закончить рассказ? (Дед узнал свою кошку, и они пошли домой). (Дети отвели кошку домой, а сами дальше пошли в лес за грибами). -Кто может придумать свой рассказ? Свое название к рассказу, другие имена детей, дедушки, и конец рассказа). -Ваши рассказы мы напечатаем и поместим в уголок для родителей. Образец рассказа «СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ» Однажды, Катя и Ваня отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба. Навстречу им попался дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вышел маленький смешной... котёнок. Катя и Ваня рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!» 5. Упражнение «Какие животные спрятались на картинке?». Педагог предлагает детям пройти за столы, на которых уже лежат картинки и стоят подставки с карандашами. -Какие животные спрятались на картинке? Перечислите? (Заяц, волк, медведь, лиса, лоси, белка, ежик, кошка). -Какое животное здесь лишнее и почему? (Лишнее здесь кошка, потому что она домашнее животное). -Раскрасьте кошку и самое маленькое животное. (Дети раскрашивают). -Кого вы раскрасили? (Кошку и ежа). -Почему? (Кошка домашнее животное, а еж — самое маленькое животное). 6. Рефлексия занятия Дети приглашаются к столу, на котором стоит корзинка и грибочки. -Положите в корзинку грибок, и расскажите, что мы сегодня делали? (Рассматривали картинки, составляли рассказ по картинкам, играли в игру «Котик», рассматривали животных). Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №47 «Здравствуй» Конспект НОД по развитию речи для старшей группы Тема: «Составление рассказа по серии картинок» Составила воспитатель Н.И. Кашуркина Саров 2016
|