Консультация для педагогов «Развитие грамматического строя речи у дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Базоева Мадина Махарбековна | |||
23.03.2016 10:08 | |||
Консультация для педагогов «Развитие грамматического строя речи у дошкольников» Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа 1877 «Люблино» Подготовила Воспитатель Базоева М. М. Москва 2016 РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Важнейшее условие полноценного развития ребенка – это его речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Общение ребёнка с окружающими формируется постепенно: оно включает понимание речи и активное пользование его с учётом правильного грамматического оформления. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Дошкольный возраст – это период, когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки. К речевым умениям относятся отличная вербальная память, логическое построение и изложение высказывания, умение ориентироваться на речь собеседника. Развитие речевых и коммуникативных способностей – важнейшая задача развивающего образования, воспитания культуры личности. Так в 3 – 4 года дети должны уметь повторять за педагогом короткий рассказ (составленный по игрушке, картине, серии картин), употреблять предложения с однородными членами, согласовывать слова в роде, числе, падеже; в 4 – 5 лет – самостоятельно составлять небольшие рассказы, пересказывать несложные тексты, осознанно пользоваться словами с обобщающим значением. В 5 – 6 лет – совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа. Ребенок свободно может строить простые и сложные по структуре предложения и грамматически правильно оформлять их, употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете, картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно. В настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, они испытывают трудности при составлении рассказов. Поэтому проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем. На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Ткаченко Т.А. Работа по развитию грамматического строя речи ведется по трем направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь. Остановимся подробнее на следующих ключевых моментах — формирование фразы и включение её в связную речь. Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире. В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной. Очень важным моментом для формирования у детей фразы и развития связной речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования. Работа, направленная на формирование словообразования происходит последовательно-параллельно и начинается с существительных. Сначала дети учатся образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, суффикса – ниц – со значением вместилища, учатся образовывать существительные обозначающие названия детенышей животных и птиц; профессии. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных, прилагательных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале. Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по различению, сопоставлению форм слов. Дети вслушиваются в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова. Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи. Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения. Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т.д. Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ. Эффективным средством формирования грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах. Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. Воспитатель стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность становится главным показателем успешности учебно–познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Родители оказывают значительную помощь в формировании грамматического строя речи детей. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения компетентности родителей проводятся открытые занятия, беседы консультации. Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает сроки работы над улучшением речи детей и дает положительные результаты. Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики. Приложение. Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе. Подготовительный этап 1. Игры для развития фонетико – фонематической стороны речи. «Поиграем в сказку». Цель: взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: - Кто сидел на моем стуле? - Кто ел из моей чашки? - Кто спал в моей постели? - Кто же был в нашем доме? (и т. п.) «Испорченный телефон». Цель: развивать у детей слуховое внимание. Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, тот испортил телефон. Он пересаживается на другой стул. «Светофор». Цель: развивать у детей слуховое внимание. Взрослый дает ребенку два кружка – красный и зеленый и предлагает игру: Если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если не правильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания: Баман- паман -банан, витамин- митамин- фитамин, айбом- альбом аньбом, кветка – кнетка- клетка и т. д. 2. Игры для развития грамматического строя речи. «Подними цифру». Цель: научить определять количество слов в предложении на слух. Ход игры: ведущий произносит вслух предложения, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующее цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов. Предложения для игры:
«Зачем нам эти вещи». Цель: научить использовать в речи сложноподчиненные предложения. Ход игры: Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовик, скакалка и другие игрушки. Дети должны выбрать себе предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз «чтобы». Например: «Я взял карандаш, чтобы рисовать». «Составь фразу». Цель: закрепить умения образовывать предложения из слов. Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова: Забавный щенок, спелая ягода, колючий куст, полная корзина, веселая песня, лесное озеро. «Назови ласково». Цель: научить детей образовывать уменьшительно –ласкательные имена. Валя-Валечка Вася Соня Серёжа Миша Костя «Покажи и назови». Цель: научить детей образовывать уменьшительно –ласкательные имена. Голова-головка Лоб Уши Живот Брови Ресницы «Один — много». Цель: научить детей образовывать имена существительные во множественном числе. Вы называете один предмет, а ребёнок – много. Огурец — огурцы Баклажан —... Редька —... Помидор —... Кабачок —... Редиска —... Боб —... Тыква —... Патиссон —... «Считай овощи до трёх по образцу». Цель: научить детей использовать имена существительные с числительными. Один помидор, два помидора, три помидора. Один огурец … Одна редиска… Один баклажан, … Одна морковка … Один кабачок … Одна репка … Один боб … Одна редька … «Есть — нет». Цель: развивать связную речь у детей. Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет». - У меня есть свежая капуста. - У меня нет свежей капусты. Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька. «Подбери как можно больше определений к каждому предмету». Цель: научить ребенка подбирать имена прилагательные к именам существительным. Нарисуй в тетради. Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный. Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко. Игра «Большой – маленький». Цель: научить детей образовывать уменьшительно –ласкательные имена Стол-столик Булка —... Стул —... Чашка —... Салфетка —... Тарелка —... Огурец —... Конфета —... Диван —... Полка —... Нож —... Кружка —... «Один-много». Цель: научить детей называть имена существительные во множественном числе. Яблоко – яблоки Затем проведите игру «Много-один». Апельсины – апельсин «Скажи по образцу». Цель: научить ребенка образовывать имена прилагательные Из стекла – стеклянная. Из металла … Из глины … Из дерева … Из хрусталя … Из серебра … Из пластмассы … «Подумай и скажи». Цель: научить ребенка давать полные ответы на вопросы. Чем дворник подметает улицу? Чем садовник рыхлит землю? Цель: научить детей образовывать имена прилагательные используя суффикс — еньк Белый – беленький. Тёплый Старый Кислый Лёгкий Чистый Добрый Толстый Сладкий Тонкий Узкий Мягкий Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Список использованной литературы:
|