Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Постол Татьяна Викторовна | |||
13.03.2016 09:02 | |||
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах. Учитель-логопед Постол Татьяна Викторовна, высшая квалификационная категория; Челябинская область, г.Снежинск, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21» Задачи:
Оборудование:
Ход занятия 1. Организационный момент. а) Настрой детей на работу. б) Проведение игры ребенком. Учитель-логопед: В какую игру вы хотите поиграть? (Выбор по желанию детей: «Продолжи ряд», «5 названий», «Мяч кидай, быстро слово называй», «Хвастунишки»). Учитель-логопед: Сегодня игру проведет … (назначается ребенок). 2. Игра «Да – нет» (отгадывание задуманного слова). Во время игры дети сидят на ковре. Учитель-логопед: Предлагаю вам поиграть в игру «Да — нет». Давайте считалкой выберем двух ведущих. Они нам загадают слово, а мы попробуем это слово отгадать. (Дети считалкой выбирают ведущих; ведущие загадывают слово – название зимующей птицы. Дети задают вопросы, пара ведущих отвечает на них). Обращаю внимание на правильность постановки вопросов, на употребление в вопросах сложных прилагательных «красноголовый», «красногрудый», «длиннохвостая» и т.п. Учитель-логопед: Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют зимующих птиц). 3. Введение в тему. (Дети садятся на стульчики перед мольбертом с сюжетной картиной с изображением зимующих птиц). - Слушайте рассказ и помогайте мне. Наступила зима. Землю укрыл белый пушистый снег. Все деревья оделись в нарядные серебристые шубки. Одни лишь елочки зеленеют в зимнем лесу. Однажды на пушистую елочку слетелись разные птицы. Была тут … (длиннохвостая сорока), и … (красногрудый снегирь), и … (желтогрудая синичка). На пенек сел … (красноголовый, длинноклювый дятел). Смотрят птицы друг на друга, удивляются. Учитель-логопед: Как вы думаете, чему они удивляются? (Выслушиваются предположения детей). Учитель-логопед: Наверное, птицы впервые встретились и не знают друг друга. Сидят, смотрят друг на друга, удивляются: «Что это за птица? Как ее зовут?» Решили птицы познакомиться. - Давайте представим, что птицы умеют разговаривать. 4. Составление плана описания зимующих птиц. Обучение детей вести диалог от лица птиц. Работа над словарем. Учитель-логопед: Как же птицам познакомиться? (Выслушиваются варианты ответов). 1. Выставляется схема с изображением вопроса. Учитель-логопед: Конечно, сначала птицы поздороваются друг с другом и представятся. - Как, например, дятел познакомится со снегирем? (Дети вступают в диалог дятла и снегиря. Выслушиваются ответы разных детей). Образец: - Здравствуй, ты кто? - Я – дятел, а ты кто? - Я – снегирь. - Какое у тебя имя красивое! Почему тебя так назвали? - Я прилетаю с первым снегом, поэтому меня назвали снегирем. 2. Выставляется схема с изображением головы и клюва. Учитель-логопед: О чем потом птицы будут говорить? (Выслушиваются ответы). - Конечно, они будут говорить о своем внешнем виде. - Снегирь удивленно спросит: … (Дети вступают в диалог: «Дятел, что это у тебя на голове?») - Что ответит дятел? (На голове у меня красная шапочка; красный красивый беретик). - Как дятел спросит про головку снегиря? (Выслушиваются вопросы детей, поощряется активность детей, вариативность вопросов и ответов). - Что ответит снегирь? (На голове у меня черная шапочка; бархатная шапочка). - А что ответила бы синичка? сорока? Обыгрывается диалог, в процессе активизируется словарь: черно-синяя головка, по бокам белые пушистые щечки (у синицы), черная, бархатная шапочка (у сороки). - А теперь пусть птицы поговорят о своих клювах. Дети вступают в диалог. Активизируются прилагательные: длинный, крепкий, острый, маленький, тупой. - Пусть птицы расспросят друг друга, зачем им такие клювы. (Обговаривается назначение клювов). 3. Выставляется схема с изображением грудки. Учитель-логопед: Дятел смотрит на грудку снегиря и удивляется … Дети задают вопрос: - Снегирь, что это у тебя такое красивое? - Что ответит снегирь? (Это у меня красная грудка. За цвет грудки меня называют красногрудый). - Как еще может снегирь похвастаться своей грудкой? (Грудка у меня как красная рубашечка, как спелое яблочко). - А снегирь как спросит про грудку дятла? (Выслушиваются ответы). - Что ответит дятел? Активизируются прилагательные: пестрая, сероватая. - Что скажет про свою грудку синичка? сорока? Активизируется словарь: ярко-желтая грудка, желтый жилетик с черным галстучком, белая, нарядная рубашечка). 4. Выставляется схема с изображением спинки и крыльев. Учитель-логопед: О чем еще спросит дятел снегиря? Дети выстраивают диалог: - Снегирь, какие у тебя спинка и крылышки? - Спинка у меня серая, а крылышки черные. А у тебя? - А у меня спинка и крылышки пестрые (черно-белые). - Как похвалятся другие птицы? Активизируется словарь: У сороки – черная спинка, черные крылья; У синицы – желто-зеленая спинка, сине-зеленые крылышки с черными краями и белыми пятнышками. 5. Выставляется схема с изображением хвоста. Учитель-логопед: О чем еще спросит дятел? Обыгрывается диалог. Учитель-логопед: Как вы думаете, зачем дятлу крепкий хвост? (Он помогает дятлу крепко держаться на дереве). Активизируется словарь: длинный, короткий, крепкий, длиннохвостая. 6. Выставляется схема с изображением когтей. Обыгрывается диалог, уточняется назначение когтей у птиц. Активизируется словарь: коготочки — маленькие, тоненькие, цепкие (у снегиря и синицы); когти – крепкие, длинные, цепкие (у сороки и дятла). Учитель-логопед: Похвалились птички своим внешним видом. О чем еще они могут поговорить? 7. Выставляется следующая схема. Учитель-логопед: Ребята, а зимой птицам холодно? Что появляется у птиц под перьями? (Под перьями у птиц появляется пух). Учитель-логопед: Как птицы спасаются от морозов? (Они распушат свои перышки и прячут в них клюв и лапки). Учитель-логопед: Как спросить снегиря об этом? (Обыгрывается диалог). - Где ночуют птицы? (Дятлы и сороки ночуют в лесу, на ветках деревьев, а синички и снегири прилетают ближе к домам, там теплее). (Обыгрывается диалог). 8. Выставляется следующая схема – с изображением корма. Учитель-логопед: О чем же еще птицы спросят друг у друга? - Конечно, о питании. - Как они об этом спросят? (Заслушиваются вопросы; уточняются знания о питании птиц зимой). Дятел – ищет насекомых в коре, достает клювом семена из шишек; Снегирь – лакомится соком рябины, ягод, любит семена; Сорока – ест хлебные корки, семена, заглядывает на помойки; Воробей – клюет семена, хлебные крошки, крупу; Синичка – любит сало, … 9. Учитель-логопед: Чем закончится разговор птиц? (Выслушиваются ответы: разлетятся в разные стороны, полетят к кормушке, полетят в парк искать корм, …). 6. Подвижная игра «Снегири» — работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением. Учитель-логопед: Предлагаю отдохнуть и превратиться в снегирей. Вот на ветках, посмотри, (По 4 хлопка по бокам и по 4 наклона В красных майках снегири. головы на строку.) Распушили перышки, (на первое слово каждой строки — частое Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе – один хлопок.) Головой вертят, (по 2 поворота головы на каждую строку.) Улететь хотят. -Раз, два, три, лети! (разбегаются по группе, взмахивая руками.) 6. Разыгрывание диалога двух птиц. Предлагаю детям выбрать себе птицу и поучаствовать в разговоре. В процессе описания оказываю помощь – опора на схему, предметную картинку, жест, мимика, наводящие вопросы. 7. Итог занятия. Оценивается работа детей. Учитель-логопед: Выберите себе силуэты птиц и раскрасьте. Потом посадим их на ветку и покажем мамам и папам. Сюжетная картина с изображением зимующих птиц
|