Куб- трансформер как средство речевого развития детей дошкольного возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Синёва Ольга Владимировна | |||
14.03.2016 18:10 | |||
Куб- трансформер как средство речевого развития детей дошкольного возраста. Подготовила Синева О.В. Воспитатель общеобразовательной группы «Детский сад №251 г.Челябинска» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно! Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. В педагогической работе важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей развитию речевого общения. В качестве эффективного средства по совершенствованию речи дошкольников можно использовать игровое пособие "Куб- трансформер". Он позволяет ребенку зрительно соотнести картинку, схему с понятиями "слово", "текст", научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Но главное, на мой взгляд, что это пособие даёт заряд положительных эмоций, удовольствие от процесса выполнения заданий и позволяет педагогу учить детей, играя. Использование в работе с дошкольниками игрового пособия «Куб- трансформер» предполагает:
Данное пособие можно начинать использовать в работе с дошкольниками от двух — трёх лет и до выпуска детей в школу с возможностью использования в работе таких кубов, которые направлены на формирование грамматического строя речи, фонематического анализа, фонематических представлений, на развитие познавательных процессов, а также на автоматизацию звуков. Оно многофункционально и даёт детям заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения заданий. Кубы могут использоваться: -в совместной деятельности педагога и детей (в речевом развитии, знакомстве с окружающим миром и т.д.) - в самостоятельной деятельности детей (в свободное время) - в индивидуальной работе с детьми "Куб-трансформер" представляет собой кубы в количестве 8 штук одинакового размера, изготовленные из картона и обклеенные цветной плёнкой (последовательность изготовления куб-трнсформера. Приложение 1). На гранях кубов располагаются картинки, схемы, которые способствуют развитию у детей словарного запаса, лексико-грамматического строя речи и связной речи. Картинки и схемы на гранях кубов меняются по мере усвоения данного материала (Приложение 2). На примере темы «Транспорт» мы рассмотрим, как работать с кубом. Цель: расширение и активизация словарного запаса. Задачи: - Закреплять словарь и знания детей по теме “Транспорт”. - Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), закрепить знания детей о деталях транспорта.
- развивать речь. - воспитывать интерес к профессиям на транспорте, уважительное к ним отношение. Краткое описание. Игра представляет собой раскладывающийся куб, который обладает двенадцатью различными поверхностями, на которых расположена информация (картинки с изображением разных видов транспорта, чистоговорки, разные детали транспорта). Примеры игр с использованием пособия 1. Виды транспорта: (Воздушный, наземный, подземный, водный, подводный). Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт». Задача: закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный); Ход игры: Дети садятся в круг. Воспитатель спрашивает: «Как называют транспорт, который ездит на земле?» – Наземный. - Назовите виды наземного транспорта?. (автобус, троллейбус, трактор, мотоцикл и т. д.) - Как называют транспорт, который ездит под землей? – Подземный. - Назовите виды подземного транспорта?. - (метро) - Как называется транспорт, который плавает на воде? – Водный. - Назовите виды водного транспорта?. (катер, пароход, лайнер и т.д.) - Как называется транспорт, который плавает под водой? – Подводный. - Назовите виды подводного транспорта?. (подводная лодка) - Как называется транспорт, который летает в воздухе? - Воздушный. - Назовите виды воздушного транспорта?. - (вертолёт, ракета и т.д.) Воспитатель предлагает найти на гранях куба эти виды транспорта. И поиграть в игру «Четвертый лишний», которая так же расположена на других гранях данного куба. Определить какой вид транспорта лишний и почему. 2. Игра: «Четвертый лишний» Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Ребенок 1 рассматривает картинки на кубе, называя их -мотоцикл, теплоход, автомобиль, автобус -Что лишнее и почему? -Лишний теплоход. Это водный вид транспорта. А мотоцикл, автомобиль и автобус наземный транспорт. Ребенок 2 находит следующие картинки и называет -лодка, дирижабль, воздушный шар, самолет -Что лишнее и почему? -Лишняя лодка. Это водный вид транспорта. А дирижабль, воздушный шар, самолет воздушный транспорт. И так далее… Дальше педагог предлагает детям выбрать картинки с транспортом, о котором они хотели бы рассказать 3. Расскажи по схеме о любом виде транспорта. Цель: Научить детей составлять рассказ-описание по лексической теме «Транспорт» Задачи:
На заключительном этапе можно предложить детям проговорить чистоговорки. Чистоговорки помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение; Цель: в процессе многократного повторения чистоговорок, способствовать запоминанию некоторых грамматических норм русского языка. Задачи:
Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства. Используемая литература:
Приложение 1 Изготовление куба -трансформера. Для того чтобы выполнить куб-трансформер, потребуются лист картона, линейка, карандаш, скотч или клей. Первым делом, надо обозначить на листе картона восемь разверток кубиков с нужными вам сторонами. Затем каждую развертку следует вырезать и сложить из них кубики. После того, как кубики будут готовы, их необходимо соединить, используя кусочки скотча. Если вы захотите сделать себе такой кубик-трансформер, то для начала хорошо разберитесь с позициями шарниров. Вы должны соединить восемь одинаковых кубиков восемью кусочками клейкой ленты, например скотчем (показана желтым цветом) или небольшими "язычками" бумаги. Волшебный куб составлен из 8 отдельных единичных кубов. Когда вы раскладываете кубик, то можете увидеть три новые поверхности (на рисунке — красная, зеленая, синяя). Восемь отдельных кубиков составляют кубик-трансформер. У каждого отдельного маленького кубика 6 сторон; вместе 6х8=48 сторон, из них 24 видны, 24 скрыты. Раскладывая кубик, вы можете получить 3 прямоугольника, состоящих из 8-ми квадратов каждый. Восемь шарниров располагаются по трем измерениям. Позиции восьми шарниров показаны на следующих рисунках: Разумеется размеры кубика можно взять любыми, тогда и размеры картинок должны быть изменены соответсвующим образом. Приложение 2 Тема: «Транспорт»
Дети, определяют какой вид транспорта лишний и почему. 3. Расскажи по схеме о любом виде транспорта. Картотека картинок транспорт. 4. Чистоговорки:
|