Творческое рассказывание «Сочиняем стихи» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Менщикова Марина Александровна | |||
04.12.2015 09:46 | |||
Творческое рассказывание «Сочиняем стихи» Автор: Менщикова Марина Александровна воспитатель первой категории МКДОУ Детский сад п. Кедровый Цель: поддерживать интерес к поэтическому литературному жанру. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Материал и оборудование: книга Н. Носова «Приключения Незнайки», кукла Незнайка, потрепанная книга, мяч, шапочка – маска мальчика на пальчик. Вступительная часть. Чтение короткого отрывка из книги Н.Носова «Приключения Незнайки». -Из какой книги отрывок? -Кто автор книги? -Назовите главного героя этого произведения. -Сегодня Незнайка у нас в гостях. -Здравствуй, Незнайка. Ты почему такой грустный? -Да вот книжка вся рассыпалась. -Незнайка, как же это могло произойти? -Не знаю. -Ты, наверное, с книжкой плохо обращался? -Не знаю. …А как это, плохо обращаться? -Ребята, давайте Незнайке расскажем, что значит плохо обращаться с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу в переплете, вырывать страницы, рисовать в книге, разбрасывать книги ит. д.). -Выходи, Артем, прочитай стихотворение о том, как надо обращаться с книгой. Наши мальчики, девчонки Любят книжки полистать, Снова посмотреть картинки, Что-то новое узнать. Открываем осторожно Каждый тоненький листок. Книжки мы не обижаем, Ты запомни то, дружок. М. Менщикова Основная часть. -Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки. А книга у меня самая ерундовая. Так…стишки какие-то… -Незнайка, у тебя самая замечательная книга, стихи для детей. Вот послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной книге. -Понравились ли вам стихи в Незнайкиной книжке? -Кто знает, чем отличаются стихи от рассказов и сказок? -Правильно, в стихах есть ритм и рифма. -Ритм- это чередование звуков, стихи поют. -Рифма – это окончание строчек похожими по звучанию словами. Физкультминутка: «У оленя дом большой». У оленя дом большой, Он глядит в свое окошко. Зайка по лесу бежит, В дверь к нему стучится. «Тук, тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой». «Зайка, зайка, забегай, Двери закрывай»! Игра проводится с увеличением темпа. -Послушайте стихотворение Д.Чиарди: Удивительные птицы На улице прохожего Увидел я вчера. Он ящик нес, на ящике Написано: «Игра». Я два квартала шел за ним, Поверьте, я не вру, И, наконец, спросил его: -А как играть в игру? Он улыбнулся вежливо, Потом мне отвечал: -Уверен, что такой игры Еще ты не встречал. А чтобы мы могли начать, Запомнить должен ты, Что у несхожих этих птиц Похожие хвосты. Поймать таких смешных пичуг Весьма нелегкий труд, Недаром люди умные Их рифмами зовут. И вправду, птицы шустрые Из ящика большого Вдруг начали вытаскивать Наверх за словом слово. Одна достала слово гвоздь. Другая сразу: гость и трость... Одна достала слово грусть. другая фразу: ну и пусть... Одна достала слово слон, Другая: звон и телефон... -Теперь – сказал мне человек Пора и нам сыграть! Я буду доставать слова, А вы их рифмовать. -Давайте все вместе попробуем подобрать рифму в стихотворении Д.Хармса «Пирог». Я захотел устроить бал – И я гостей к себе… (позвал). Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый… (пирог). Пирог, ножи и вилки – тут, Но что-то гости… (не идут). Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек… (откусил). Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту… (съел). Когда же гости подошли, То даже крошки… (не нашли). -Молодцы, сейчас мы еще потренируемся в игре «Подбери рифму». Я бросаю вам мяч, говорю слово, вы возвращаете мяч обратно, говоря рифму к этому слову. Игра с мячом «Подбери рифму». Кочка — бочка, строчка, дочка, точка... Пень – день, тень Картошка — матрешка, морошка, кошка... Печка — свечка Лень – тень Мышка – крышка Плошка – кошка Мушка – пушка Улица – курица Дрова – трава Бочка – почка Рот – кислород Палка – галка Гвоздь – трость Лягушка — кружка... Зайчик — пальчик, мальчик... Мышь — тишь, камыш, Кошка — мошка, блошка, плошка... Крючок —молчок, пятачок... Снежинка — пушинка, пружинка... Подвижная игра «Найди свою пару». -Молодцы, ребята, вы очень хорошо подобрали к словам пары. А сейчас я предлагаю вам разделиться по парам: девочка, мальчик. Пока звучит музыка, вы свободно двигаетесь по группе, без пары. Как только музыка остановится, вы находите свою пару. -Молодцы! Садитесь на стульчик. -Незнайка, а ты когда-нибудь пробовал сочинять стихи? -Да что их там сочинять?! Тяп – ляп – и готово! Подобрал рифму, вот и стишок получился. -Вот, пожалуйста, слушайте стихи, которые написал знаменитый поэт Незнайка: Посмотрите, у зайчонка Меду – целых два бочонка. -Незнайка, разве так бывает? -Ну, ладно, сейчас лучше сочиню: У пушистой белки Три морковки на тарелке. -Незнайка, ну, ты опять что-то не то сочиняешь. -Ладно, сейчас постараюсь: У Маши в кружке Квакают лягушки. -Ребята, можно так сочинять стихи? Как называются истории, в которых есть вымысел, то чего не бывает на самом деле? -Предлагаю поиграть в игру «Зверь, птица, небылица». Первый ребенок называет зверя, второй – птицу, третий ребенок придумывает небылицу. -Незнайка, ты понял, что в стихах, кроме ритма и рифмы должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, шуточными. Давайте все вместе попробуем сочинить стихотворение. А, ты Незнайка, помогай нам. Надо выбрать героя, про кого можно написать стихотворение? Совместное сочинение стихотворения. Жил – был пальчик. (Показать пальчик.) Маленький …мальчик. (Надеть на пальчик шапочку – маску.) -Далее нужно рассказать, что он делал. Он кашу…кушал, Маму… слушал. В детский сад…ходил, Всем спасибо…говорил. Хороший был…мальчик, Маленький…пальчик. Воспитатель говорит начало строки, дети подбирают окончание – рифму. Итог. -Незнайка, ты понял, что стихи писать интересно. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это Агния Барто, Сергей Михалков, Самуил Маршак, Елена Благинина, Корней Чуковский и многие другие. -Послушайте стихотворение, которое прочитает Даша. Стихи у нас звучат повсюду: Весной их ветерок несет, Бежит ручей и песню лесу Стихами каждый день поет. Их тучи, облака и небо Сплетают вместе, а потом С дождем гулять их отпускают, Неся на землю рифмы звон. М. Менщикова Игровое упражнение «Всем – всем, до свидания!» Дети образуют круг, а затем ставят свои кулачки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем- всем, до свидания!», затем убирают кулачки.
|