Статья для родителей «Значение развития активного словаря для дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Халикова Ирина Николаевна | |||
05.12.2015 00:28 | |||
Статья для родителей «Значение развития активного словаря для дошкольников» Авторы: Халикова И.Н. учитель-логопед ДОУ № 171 АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти Андреева М.А. учитель-логопед ДОУ № 171 АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти Уважаемые родители! Предлагаем вам ознакомиться с темой «Развитие словарного запаса ребенка дошкольника». Одним из существенных показателей гармоничного развития ребёнка является его словарный запас – тот объём слов, которым он пользуется в процессе общения и обучения. Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Именно поэтому развитие словаря детей дошкольного возраста – очень важное направление в дошкольном обучении и воспитании. Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др. Эффективным средством для пополнения и активизации словарного являются словесные игры. Они не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается. «Подбери как можно больше слов"» Содержание игры заключается в следующем: ребенку предлагается к любому предмету, объекту, явлению подобрать как можно больше слов, обозначающих признаки. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п. «Что бывает?» Эта игра состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо убедиться, что смысл слова понимается. «Узнай-ка!» Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных или по группе слов-действий. Предлагаемые слова должны быть связаны с практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце. «Отгадай словечко» Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев. «Цепочка слов» Эта игра используется с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Суть игры заключается в том, что дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка». Кошка бывает какая? Пушистая, ласковая, разноцветная... Что еще бывает разноцветным? Радуга, телевизор, платье... Каким еще может быть платье? Шелковым, новым, прямым... Что еще может быть прямым? Линия, дорога, взгляд... и т. д. «Слова мячики» Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением. «Только весёлые слова» Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т.д.). "Кто что умеет делать" Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.). "Весёлые рифмы" Играющие должны подбирать к словам рифмы. Свечка — печка; Слон – поклон; Сапоги – пироги; Трубы — губы; Ракетка – пипетка и т. д.
|