Авторский конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Заучивание наизусть стихотворения М. Бородицкой «Щи – талочка» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Дмитрева НатальяГригорьевна | |||
17.11.2015 10:48 | |||
Авторский конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Заучивание наизусть стихотворения М. Бородицкой «Щи – талочка» (с использованием технологии мнемотехника) Автор: Дмитриева Наталья Григорьевна Должность и место работы: воспитатель высшей квалификационной категории, ГБДОУ детский сад № 89 «Бригантина» Красносельского района г. Санкт – Петербурга
Тема занятия: Заучивание наизусть стихотворения М. Бородицкой «Щи – талочка» Цель занятия: научить детей запоминать и рассказывать стихотворение, используя мнемотаблицу; Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Материалы и оборудование: Для педагога:
Для детей:
Предварительная работа: рассматривание овощей и фруктов, знакомство с альбомами «Сад», «Огород»; чтение Ю. Тувим «Овощи»; продуктивная деятельность по теме; Ход занятия: 1. Вводная часть. Приход Незнайки. Д/у «Поможем Незнайке» Дети сидят на ковре перед воспитателем. Воспитатель сообщает, что к ним в гости обещал прийти Незнайка. Выясняют с детьми, что это за герой. Появляется Незнайка. Здоровается с ребятами и говорит, что собрался приготовить обед: хочет сварить суп, который называется – щи. Только вот он не знает, что для этого нужно. Вместе с ребятами выясняют, что для приготовления этого блюда необходимо взять овощи. Но какие? Незнайка хвастает, что он все понял! И теперь знает, что нужно купить в магазине, чтобы сварить щи. Воспитатель предлагает Незнайке назвать, что же он собирается купить? Д/у «Поможем Незнайке». – (упражнение проводится по принципу игры «Что лишнее?») Варианты выбора:
Незнайка называет набор продуктов. Дети исправляют ошибки, выделяя характерные признаки овощей. Овощи – это то, что растет на грядке! Наконец, Незнайка называет правильный набор овощей: картофель, капуста, лук, морковь. Он готов их купить, но как они выглядят, не знает! 2. Основная часть. Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке купить нужные овощи и рассказать о них с помощью картинок – подсказок. А. Д/У «Расскажи, какие…» На доске с помощью опорных сигналов воспитатель отмечает характерные признаки овощей, дети должны их назвать и определить, о каком овоще идет речь. маленькая треугольная оранжевая сладкая Ответ ребенка: маленькая, треугольная по форме, оранжевого цвета, сладкая на вкус – это морковь. Воспитатель прикрепляет на доску цветную картинку с изображением моркови. большая круглая зеленая сладкая Ответ ребенка: большая, круглая по форме, зеленого цвета, сладкая на вкус – это капуста. Воспитатель прикрепляет на доску цветную картинку с изображением капусты. Маленькая округлая светло-коричневая не имеет вкуса Ответ ребенка: маленькая, округлая по форме, светло- коричневого цвета, не имеет вкуса – это картошка Воспитатель прикрепляет на доску цветную картинку с изображением картофеля. Маленький круглый светло – желтый горький Ответ ребенка: маленький, круглый по форме, желтоватого цвета, горький на вкус – это лук. Воспитатель прикрепляет на доску цветную картинку с изображением репчатого лука. Незнайка благодарит детей, говорит, что теперь он знает, как выглядят овощи, которые ему нужно купить для приготовления щей. Б. Динамическая пауза: — подвижная игра «Во саду ли, в огороде…» Воспитатель предлагает Незнайке отправляться за покупкой, а ребятам немного отдохнуть. Объясняет правила игры: каждый ребенок должен взять себе любую из карточек, лежащих на столе. Внимательно посмотреть, что там изображено. Однажды овощи и фрукты решили вместе повеселиться и покинули место, где они живут. Вспоминают, где растут овощи – на грядке (воспитатель показывает картинку с изображением огорода); где растут фрукты (показывает картинку с изображением фруктового сада). «Овощи и фрукты» вместе танцуют, прыгают, веселятся, но на слова: «Сторож идет!» — должны найти место, где они растут. Картинки с изображением сада и огорода стоят на стульчиках, дети должны встать за стульчик с соответствующей картинкой. Игра проводится 3 – 4 раза. Каждый раз дети обменивают свои карточки. В.Рассматривание и разбор мнемотаблицы к стихотворению. Незнайка возвращается с покупками. Выкладывает на стол овощи (муляжи), которые он купил для приготовления щей. Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность «купленных» овощей, хвалит Незнайку, обращает внимание на лист бумаги в корзинке. Незнайка сообщает детям, что получил письмо от Мальвины, в котором она рассказывает, как нужно варить суп под названием – щи. Но он ничего не понял из ее письма, просит детей помочь и показывает мнемотаблицу. Дети вместе с детьми разбирают мнемотаблицу. Рассуждают, что изображено на каждой карточке, что с этим делают, для чего это нужно. Например: на первых двух картинках нарисованы нож и овощи. Дети отвечают на вопросы воспитателя: что это, что можно делать ножом, о чем говорят эти картинки – в итоге рассуждений: овощи можно чистить ножом. Рассматривая карточки таблицы, воспитатель добивается от детей ответа, начинающегося словами: «Я думаю, что…». Результаты рассуждения детей: Картинка №1 — «Я думаю, что это нож, им можно резать, крошить, чистить…» Картинка №2 – «Я думаю, что это нарисованы овощи…» Картинка № 3 – «Я думаю, что это нарисован знак вопроса, его рисуют, когда надо о чем – то спросить…» Картинка № 4 – «Я думаю, что здесь нарисовано три картошки…» Картинка № 5 – «Я думаю, что здесь нарисовано 2 морковки…» Картинка № 6 – «Я думаю, что здесь нарисован лук, одна головка и еще половинка…» Картинка № 7 – «Я думаю, что здесь нарисован кочан капусты…» Картинка № 8 – «Я думаю, что здесь нарисованы листики какого — нибудь овоща…» Картинка № 9 – «Я думаю, что на этой картинке нарисована капуста в кастрюле…» Картинка №10 – «Я думаю, что здесь нарисованы цифры. Можно считать…» Картинка № 11 – «Я думаю, что здесь нарисовано, как горит газ…» Картинка № 12 — «Я думаю, что здесь нарисована кочерыжка и знак «нельзя» …» Г. Чтение стихотворения воспитателем. Воспитатель предлагает послушать Незнайку и детей, что в своем письме написала Мальвина. Читает стихотворение: Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Лука полторы головки, Да капусты кочешок, Да петрушки корешок! - Потеснись – ка, ты, капуста! От тебя в кастрюле – густо! Раз, два, три! Огонь зажжен! Кочерыжка, выйди вон! Д. Рассказывание стихотворения детьми с опорой на мнемотаблицу. Воспитатель вместе повторяет стихотворение, каждый раз обращаясь к таблице. Просит рассказать стихотворение Незнайку. Затем стихотворение рассказывают дети по одному. Выслушивается 4 – 5 повторений. Каждый раз воспитатель обращает внимание детей, что слушать товарища нужно, не перебивая. 3. Заключительная часть. Воспитатель подводит итог занятия: о чем говорили, что узнали нового. Незнайка благодарит детей за помощь, отправляется варить щи, оставляет детям мнемотаблицу, чтобы они могли рассказывать стихотворение друг другу в свободное время. Воспитатель обращает внимание детей на то, что это стихотворение можно использовать как считалочку для выбора водящего. Просит хорошенько запомнить его, чтобы на прогулке с помощью этой новой считалочки выбирать водящего.
|