Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ».
Развитие речи у детей
Автор: Закутаева Лидия Алексеевна   
17.11.2015 15:56

Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»

Закутаева Лидия Алексеевна Учитель-логопед Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок» г. Ковдор, Мурманская область

«Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».

Л.С. Выготский

 

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного образовательного учреждения является внедрение инклюзивной практики в содержание общего дошкольного образования.

На базе ДОУ организована работа логопункта, воспитанникам с ОВЗ предоставляется возможность получать образовательные услуги как в самом учреждении, так и на дому. Индивидуальные особенности развития таких детей препятствуют овладениюсредствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что определено ФГОС, как важнейшее интегративное качество.

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и развитие речи ребенка останавливается, их речь становится скудной и безграмотной.

Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Из многочисленных методов моей работы была выбрана театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада и обучения на дому. Главная цель таких занятий- это создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из основной цели можно выделить следующие задачи:

  • Стимулирование речевой деятельности
  • Формирование вербальных и невербальных способов общения
  • Формирование коммуникативной функции речи
  • Развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность
  • Развитие познавательной деятельности
  • Вовлечение родителей и детей в совместную деятельность
  • Обучение родителей способам общения и взаимодействия с ребенком
  • Развитие эстетических способностей

Коррекционно-развивающая работа с детьми на дому начинается с изучения анамнестических данных, бесед с родителями и наблюдений за ребенком. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ хочет, чтобы он хорошо разговаривал, и ничем не отличался от обычных сверстников, и поэтому главная составляющая моей работы с детьми на дому – это формирование и развитие речи.

Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает преодолеть им трудности в общении.

В своих занятиях использую различные виды театра: настольный театр (развитие связной речи и коммуникативных навыков), теневой (развитие зрительного анализатора и абстрактного мышления), пальчиковый и перчаточный (развитие мелкой моторики и коммуникативных навыков), театр на ложках и театр кукол, театр для фланелеграфа (для развития внимания и обогащения словарного запаса), плоскостной (развитие диалогической речи, мышления), а также картинки и игрушки. В играх, с которыми дети оценивают сценки, ведут роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой.

Для создания положительного эмоционального фона, будь то занятия в дошкольном образовательном учреждении или на дому, использую элементы театрализованной деятельности:

  • Развитие мимики:
  1. Съешь кислый лимон- ребенок морщится.
  2. Рассердись на драчуна- ребенок сдвигает брови.
  3. Встреть друга- ребенок улыбается.
  4. Испугайся забияки- ребенок приподнимает брови, широко раскрывает глаза, приоткрывает рот.
  • Обучение жестам:
  1. Покажи высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя.
  2. Покажи направления: там, вверх, вниз, вокруг.
  3. Покажи разных людей: я, ты, мы.
  • Развитие пантомимики:
  1. Расцвели, как цветы.
  2. Завяли, как сухая трава.
  3. Полетим, как птицы.
  4. Идет медведь по лесу.
  5. Крадется волк за зайцем.
  • Развитие речевого дыхания:
  1. Осенние листочки.
  2. Считай до пяти.
  3. Самолет.

Использование театрализованной деятельности в целях развития речи является очень эффективным средством обучения.

В процесс проигрывания сказок вовлекаются дети и родители воспитанников. Если в театре задействованы родители, то это праздник для детей. Совместная драматизация, проговаривание по ролям, сочинение сказок- создало возможность лучше понимать и строить отношения со своим ребенком. После проведенного занятия воспитанники остаются в образе героя из собственной сказки и продолжают играть совместно с родителями.

В результате проведенной работы у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. Повысились и показатели эмоционально-образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок.

Значимость данного направления работы можно подчеркнуть словами В. А. Сухомлинского: «театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству». Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессеэтого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год