Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Закутаева Лидия Алексеевна | |||
17.11.2015 15:56 | |||
Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ» Закутаева Лидия Алексеевна Учитель-логопед Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок» г. Ковдор, Мурманская область «Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». Л.С. Выготский
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного образовательного учреждения является внедрение инклюзивной практики в содержание общего дошкольного образования. На базе ДОУ организована работа логопункта, воспитанникам с ОВЗ предоставляется возможность получать образовательные услуги как в самом учреждении, так и на дому. Индивидуальные особенности развития таких детей препятствуют овладениюсредствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что определено ФГОС, как важнейшее интегративное качество. Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и развитие речи ребенка останавливается, их речь становится скудной и безграмотной. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками. Из многочисленных методов моей работы была выбрана театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада и обучения на дому. Главная цель таких занятий- это создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Исходя из основной цели можно выделить следующие задачи:
Коррекционно-развивающая работа с детьми на дому начинается с изучения анамнестических данных, бесед с родителями и наблюдений за ребенком. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ хочет, чтобы он хорошо разговаривал, и ничем не отличался от обычных сверстников, и поэтому главная составляющая моей работы с детьми на дому – это формирование и развитие речи. Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает преодолеть им трудности в общении. В своих занятиях использую различные виды театра: настольный театр (развитие связной речи и коммуникативных навыков), теневой (развитие зрительного анализатора и абстрактного мышления), пальчиковый и перчаточный (развитие мелкой моторики и коммуникативных навыков), театр на ложках и театр кукол, театр для фланелеграфа (для развития внимания и обогащения словарного запаса), плоскостной (развитие диалогической речи, мышления), а также картинки и игрушки. В играх, с которыми дети оценивают сценки, ведут роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Для создания положительного эмоционального фона, будь то занятия в дошкольном образовательном учреждении или на дому, использую элементы театрализованной деятельности:
Использование театрализованной деятельности в целях развития речи является очень эффективным средством обучения. В процесс проигрывания сказок вовлекаются дети и родители воспитанников. Если в театре задействованы родители, то это праздник для детей. Совместная драматизация, проговаривание по ролям, сочинение сказок- создало возможность лучше понимать и строить отношения со своим ребенком. После проведенного занятия воспитанники остаются в образе героя из собственной сказки и продолжают играть совместно с родителями. В результате проведенной работы у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. Повысились и показатели эмоционально-образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок. Значимость данного направления работы можно подчеркнуть словами В. А. Сухомлинского: «театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству». Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессеэтого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.
|