«Развитие коммуникативно-речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Семенова М.В. | |||
24.10.2015 23:39 | |||
«Развитие коммуникативно-речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» Семенова М.В., воспитатель МБУ детского сада № 93 «Мишутка» г.о. Тольятти, Попова М.С., воспитатель МБУ детского сада № 93 «Мишутка» г.о. Тольятти. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Значимым условием психологического формирования дошкольника считается его взаимодействие со старшими и ровесниками. Коммуникативные связи ребенка активно формируются в дошкольном возрасте.
Со степенью развития коммуникативно-речевых способностей связан уровень сформированности знаний, умений и навыков ребенка, его познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других новообразований, образующих основу личностной культуры. Для дошкольников с задержкой психического развития характерны неумение общения со сверстниками и окружающими их взрослыми людьми. Скудный словарный запас, незнание этикета, культуры общения и культуры речи. Дети не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительности движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела, слабость артикуляции и тонкой моторики, все это снижает коммуникативные возможности детей. Самооценка детей неустойчива: они склонны преувеличивать собственный успех и впадать в полное уныние при незначительной неудаче. У дошкольников с ЗПР глубоко развито чувство соперничества, поэтому дети в поисках средства повышения собственной самооценки могут стремиться к снижению социальной оценки своих потенциальных соперников. Важно не только повышать самооценку у детей, развивать адекватную и развивать коммуникативные навыки, а формировать способности видеть и понимать других. Особенности коммуникативного фона детей с ЗПР: - проблемы и трудности при пересказе и выделении общего смысла сообщения, при пересказе и описаниях предметов отсутствует чёткость изложения и завершённость высказываний. - ответы детей на поставленные вопросы носят однообразный характер, используются элементарные модели предложений. Дошкольники с ЗПР употребляют слова в неточном значении, часто возвращаются к ранее сказанному. Указанные речевые и коммуникативные затруднения, являются препятствием для поддержания отношений и контактов со сверстниками и взрослыми; они понимают создавшуюся ситуацию, могут оценить нравственность других детей, но не могут оценить свои поступки и действия, не могут самостоятельно разрешить возникшую проблему и часто обращаются за помощью к взрослым. - речь менее развёрнута и содержательна в общении со взрослыми, они больше общаются со сверстниками. Низкий уровень сформированности диалогических умений у детей с ЗПР не позволяет эффективно реализовать потребности в общении и взаимодействии с окружающим миром. Основная цель работы с детьми ЗПР – развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников, эффективное развитие коммуникативных отношений между детьми и взрослыми людьми, окружающими ребенка. Задачи:
Для всех групп детей с задержкой психического развития характерно изменение способов коммуникации, которое проявляется в том, что у них нарушено речевое общение, у одних детей коммуникация осуществляется при активизации невербальных средств, у других детей имеются дефекты звукопроизношения, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок и т.д. Связная речь не соответствует возрасту. В процессе работы с детьми с ЗПР мы придерживаемся следующих принципов: - Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно — развивающей работы. - Принцип адекватности особенностям психического и речевого развития ребенка. Предусматривает использование форм, средств и методов, соответствующих специфики развития ребенка. - Принцип наглядности — демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, подтверждает объяснение и помогает ребенку их правильно выполнять. - Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей дошкольного возраста. - Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма; создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка. - Принцип целостности эмоциональной, поведенческой и познавательной сфер. Взаимодействие детей при организации непосредственной образовательной деятельности. Приблизительно с 5 лет сотрудничая при организации непосредственной образовательной деятельности ребенок способен предложить сверстникам план общего дела, договориться о распределении обязанностей, достаточно адекватно оценить действия товарищей и свои. Во время взаимодействия конфликты и упрямство уступают место конструктивным предложениям, согласию и помощи. Прослеживается четкое различие в отношении к взрослому. Требуют помощи взрослого те дети, которые не могут договориться со сверстниками и найти свое место в общем деле. Часто, чтобы обратить на себя внимание, они начинают ломать постройки детей, кричать, зовя то одного ребенка, то другого, предлагая им побегать, порезвиться, обычно, не добившись результата, они говорят взрослому: «Со мной не хотят играть!» Вместе с тем у этих детей наблюдаются элементы соперничества, желание чем-то отличиться от своих сверстников, добиться их признания. Метод проблемных ситуаций Для развития коммуникативных отношений можно создать такие совместные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстниками, оценить их действия, разрешить конфликт и пр.) Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это — игры и действия рядом, в которых дети, могут проявить интерес к сверстнику, оценить его действия, оказывать поддержку и помощь. В своей работе с дошкольниками с ЗПР мы используем, доверительные беседы, упражнения, направленные на формирование общения с детьми, применяемые как на занятиях, так и в свободной деятельности: - Игра «Комплименты» - «Круг друзей» - «Солнечные лучики» - «Как меня зовут» - Игра «Дотронься до…» - Игра «Мяч в руки» - Игра «Ветер дует на… - Упражнение «Возьми себя в руки» - Упражнение «Сбрось усталость». Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, формировать способности видеть и понимать других, повысить самооценку ребенка предлагаем использовать следующие игры, упражнения, занятия: - Упражнение «Куда уходит злость» - «Эмоциональная атмосфера» - «Привет солнышку» - «Живые руки» - «Угадай, у кого мяч?» - «Подбери цвет по настроению» - «Улучши или исправь настроение» - «Цепочка добрых слов» - «Хорошо — плохо» - «Угадай, кого я описываю». Упражнения и занятия, направленные на снятие скованности, неуверенности в себе: - «Сбрось усталость» - Упражнение «Заряд бодрости» - Упражнение «Дыши и думай красиво» - Упражнение «Очки» - Игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок» - Занятие «Скажи хорошее о друге» - Упражнение «Как меня зовут» Словесные игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу. Игры и упражнения развивают воображение ребенка, логическое мышление, память учат общению друг с другом. Их можно использовать для коррекции негативных черт характера, развития эмоциональной сферы, закрепления знаний об окружающем. Особое место в них отводится развитию речи, связной речи, развитию памяти, развитию коммуникативных навыков. Игры можно использовать как основу занятий, их можно проводить как индивидуально, так и со всей группой детей. Все виды деятельности дошкольника с ЗПР — игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая — позволяет мобилизовать его познавательные возможности, а значит развить их, научить не только ориентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени преобразовывать его. Педагогам, работающим с «особыми» детьми необходимо осознать самоценность и особую значимость дошкольного периода в формировании навыков общения; необходимость развития и воспитания дошкольников с учетом знания общих закономерностей развития и природной индивидуальности; нацелить свою работу на поиск и выбор адекватных путей, средств, методов воспитания. Литература:
|