Развитие просодических компонентов речи детей, в системе дифференцированной коррекционно-развивающей деятельности. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Коршикова Оксана Анатольевна | |||
24.10.2015 23:50 | |||
Развитие просодических компонентов речи детей, в системе дифференцированной коррекционно-развивающей деятельности. Автор: Коршикова Оксана Анатольевна — воспитатель МБУ детский сад №93 «Мишутка» комбинированного вида г.о. Тольятти Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие, необходимое условие формирования личности. Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей (Е. С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлов и др.). Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.
Совокупность ритмико-интонационых свойств, обеспечивают интонационную выразительность речи, играющих немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передаёт не только информацию, но и своё эмоциональное состояние. (Е. С. Кубрякова, Г.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова и др.). Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает порой больше, чем слова. Просодия (от греческого, prosodia – ударение, припев) понимается как членение речи и соединение расчленённых частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения. Значение просодической стороны речи подчеркивали многие исследователи. В. М. Бехтерев выделял следующие цели просодического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приучить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и раскрепостить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. В. И. Гиляровский писал, что просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга. Е. В. Чаянова, Е. В. Конрова считали, что система просодических заданий способствует развитию внимания: его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости; памяти: зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной. Основной составляющей просодии является интонация. Она позволяет точно и выразительно передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к собеседнику. Интонация представляет собой сложное явление, которое включает в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Тембр – это особая окраска голоса человека, присущая только ему и позволяющая узнавать его по телефону или тогда, когда мы не можем видеть его, но можем слышать. Тембр – это величина постоянная, как отпечатки пальцев человека. Громкость (сила) голоса – сила подаваемого звука определяется интенсивностью напряжения голосовых складок и величиной давления воздуха в подсвязочном пространстве. Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия. Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей: языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Темп речи – это скорость протекания речи во времени или число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Как считают исследователи, темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико – грамматическое структурирование, артикуляторно – дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи это происходит в момент так называемых «дыхательных пауз». Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова. При планировании и проведении коррекционных занятий я учитываю особенности детей старшего дошкольного возраста. Организуя логопедическую работу с ними:
- включаю в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных процессов и т.д. Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, другие специалисты занимаются закреплением навыков правильной речи в звуковом и просодическом её понимании. Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приёмы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией. В арсенале воспитателя и музыкального руководителя имеется многообразный материал для развития ритмико-интонационных возможностей детей. В своей работе я использую двигательные упражнения, стихи, потешки, игры пальчиковой гимнастики. В старшей группе предусмотрены специальные занятия и достаточно часто проводятся упражнения решающие самые разные задачи воспитания просодической стороны речи. К примеру, при ознакомлении детей с художественной литературой; в процессе пересказа сказок, рассказов, воспроизведение стихотворений; при обучении детей описыванию игрушек, картин, я учу детей правильно применять интонационные средства голоса, темп речи, интонационные средства выразительности, обращаю внимание дошкольников на необходимость чётко и ясно произносить звуки, слова и фразы. Также на занятиях в старшей группе продолжается работа по совершенствованию голосового аппарата детей. Проговаривание чистоговорок помогает не только закреплять звуки, но отрабатывать дикцию, скорость и громкость речи. При заучивании стихотворений осваиваются интонационные тонкости языка (читают стихотворения по ролям). Как уже было сказано ранее, работа по совершенствованию интонационных средств выразительности проводится как на занятиях, так и в процессе ознакомления с художественной литературой, при пересказах. Музыкальный руководитель принимает самое активное участие в коррекционно-развивающей работе: он помогает совершенствовать общую и мелкую моторику, правильное диафрагмально-речевое дыхание, выразительность мимики, пластики движений, просодической стороны речи, что особенно важно для детей имеющих речевые нарушения. Логопедическая работа предполагает комплексное воздействие направленное на формирование ритмико-интонационной стороны речи дошкольников. И для формирования просодической стороны речи детей на логопедических занятиях основное внимание, считаю целесообразным, уделить логопедической и фонетической ритмике. Основные моменты, на которые следует обратить особое внимание при проведении занятий:
В своей работе я использую различные упражнения и игры, например: Упражнения для формирования речевого дыхания «Жук жужжит» И.п. – руки поднять в стороны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят: «ж-ж-ж», опуская руки вниз. «Воздушный шарик» Предлагаем детям надуть шарик. Дети перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «ф-ф-ф». При выпрямлении вдох производится непроизвольно. Упражнения на развитие интонационной выразительности речи.
* Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона. 1 упражнение. Произнеси звук (Ж), с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко). 2 упражнение. Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом. Упражнения на развитие силы голоса. 1 упражнение «Гудок паровоза». Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется. 2 упражнение «Аукание». Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау — ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче. Игра на развитие полетности голоса «Эхо». Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо отзываются: «А-а-а!» Упражнения на выработку умения управлять темпом речи. Произнесите следующие предложения в нужном темпе:
Игры на совершенствование чувства ритма
Игры и упражнения на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса. Игра «День и ночь» По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего. Игра «Узнай по голосу» Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются, и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!» Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу. Упражнения на постановку логического ударения и выделение пауз 1 упражнение Последовательно меняя логическое ударение в вопросительном предложении, предлагаем детям ответить. Проследим, изменится ответ?
2 упражнение Сколько ответов можно дать на вопрос: Мы летом поедем в деревню? 3 упражнение Расскажи стихотворение, соблюдая паузы: Мама! Мама! Посмотри! Я пускаю пузыри. Желтый, красный, голубой – В каждом я и ты со мной! 4 упражнение «Меня зовут» Учить детей делать небольшие паузы перед именем. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Оля. Маму зовут (мини-пауза) Мария Ивановна. ВЫВОД: Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом воспитания. Чем богаче и выразительнее речь ребёнка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. Формирование ритмико-интонационных возможностей является сложной педагогической проблемой, так как влияет на коммуникативную функцию, но преодолеть это недоразвитие удается в условиях соблюдения системы логопедической работы и взаимодействия специалистов, что благоприятно влияет на речевое общение. Речь тесным образом связана с личностью ребенка, так как важнейшей функцией речи является коммуникативная. Ограничение общения, которое наблюдается при нарушении состояния просодических компонентов речи, меняет условия формирования личности, ее сознание, самосознание. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности детей с ОНР приводят к нарушению социальной адаптации. Таким образом, проблемы коррекции просодической стороны речи детей с ОНР актуальны как для теории, так и для практики современной логопедии. Список литературы: Александрова Л.Ю., Спирина Н.П. Гармонизация просодических возможностей детей как педагогическая проблема. — В. Новгород, 2006. Брызгунова Е.А. Об основах теории интонации// Проблемы фонетики. -М., 1993, т.1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М., 2002. Гвоздев А. Н. «Вопросы изучения детской речи». — М., 1961. Глухов В. П. «Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР». — М., 1985. Копачевская Л.А., Лаврова Е.Ф. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями// Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. — Воронеж, 2003. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. — СПб., 1997. Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. — М., 1999. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М., 1999. Рузина М. С. «Пальчиковый игротренинг». — СПб., 1997. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками, развиваем речь». СПб., 2000
|