Проект "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста" |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Моргунова Ирина Валерьевна | |||
11.10.2015 13:45 | |||
Проект "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад № 33 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития воспитанников
Составитель: старший воспитатель Моргунова И. В. Киселевский городской округ, 2014 год «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». Тип проекта: творческий. Участники проекта: дети с 3 до 4 лет, воспитатели групп, родители. По времени: долгосрочный. Введение Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы я выбрала методическую тему «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». Актуальность проекта Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Цель проекта: развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Задачи проекта: - Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа. - Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. - Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества. - Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность. Методы и формы реализации проекта Методы: наблюдение, рассказ, игры, показ. Формы: занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов). Ожидаемый результат - Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа. Обогатить социальный быт дошкольников, расширить их кругозор, повысить интерес к устному народному творчеству, совершенствовать диалогическую и монологическую речь. - Воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества. - Сформировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка; вовлечь родителей в единое пространство «семья – детский сад». Этапы реализации проекта I этап – подготовительный Подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству. Разработка перспективного плана, направленного на развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей. II этап – основной Выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом: с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей:
- психогимнастика. с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья — детский сад»:
- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми. III этап – заключительный обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. Заключение Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению. Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора. Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры. Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное — уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям. Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла. Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье. Изготовила настольные театры: «Теремок», «Колобок» «Репка», «Курочка Ряба». Составила картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток» Диагностика по разделу программы «От рождения до школы» показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством. Наблюдается увеличение количества детей с уровнем выше среднего на 20%, соответствие уровня речевого развития возрастным нормам наблюдается у 78% детей группы. Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью. В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать и внедрять все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок. Список литературы
|