Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Дубасова Людмила Владимировна | |||
11.10.2015 11:01 | |||
Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми Дидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. В условиях дома ребенка, работая с детьми раннего возраста сталкиваешься с основными проблемами детей – отсутствие близкого человека, их любви, что ведет обычно к задержке психомоторного и речевого развития ребенка. Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках и играх.
Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Развитие речи возможно в ходе совместной со взрослым предметной деятельностью. Психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша. Здесь дети постоянно находятся в микро социальной среде учреждения (группы). В данных случаях специалисты говорят о депривации. Игра является основной деятельностью ребенка. Для детей с задержкой психического развития игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов личности в целом. При организации игры учитываю, что детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности, а детям, склонным к тормозным процессам – проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, слабость мотивации, недостаточная скоординированность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности все эти факторы влияют на игровую деятельность. В систему работы с детьми раннего возраста включаю игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность (например: парные картинки, лото, домино, пазлы и т.д.) игры на развитие понимания речи (например: «Иди ко мне», «Потопали, похлопали», «Подари игрушку» и т.д.), игры на развитие фонематического слуха ( «Кто тебя зовет», «Где звенит» и т д.), и игры с опорой на движение ( «Ладушки», «Сорока» и т д). Участвуя в играх дети овладевают навыками речи быстрее и легче. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Ребенок повторяет за взрослым слоги, слова и правильно строит предложения, что является одним из толчков развития разговорной речи ребенка. Речь становится осознанной, а мышление – речевым. Это является важным условием для самостоятельного инициированного ребенком речевого высказывания. Так в диалоге с воспитателем ребенок не только отвечает на вопросы взрослого, но и сам обращается к нему с вопросом. Дидактические игры опираются на знания уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания полученные на занятиях по разным разделам программ. Например в игре «Назови три предмета» приходится вспоминать и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель и посуду. Дидактическую игру используют, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности ребенка, для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира и развития речи. Необходимым условием развития речи ребенка в группе является его игровая, двигательная активность, тесное общение со взрослыми. В группах создаются все условия для полноценного физического и психического развития детей. В книжном уголке дети могут посмотреть иллюстрации, предметные и сюжетные картинки, книги. Книги подобраны так, чтобы в них было много картинок и мало текста и изображения были понятны детям. Для игр подбираюся простые сюжеты с одним – двумя персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину овощами и везет на кухню, мама катает дочку в коляску и поет ей песенку. Хороши на начальных этапах стихи А.Барто из цикла «Игрушки». Играя с детьми можно легко добиться хорошей динамики речи. Список использованной литературы:
|