Комплексы упражнений в работе над формированием правильного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса, укрепление мимических и артикуляционных мышц |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Климова Ирина Владимировна | |||
11.10.2015 22:36 | |||
Комплексы упражнений в работе над формированием правильного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса, укрепление мимических и артикуляционных мышц Предлагаю некоторые упражнения, которые помогут в работе над формированием правильного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса, укреплении мимических и артикуляционных мышц.
Комплекс №1 Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц. Упражнение №1. Слегка откинуть голову назад, напрячь мышцы шеи на 5-10 сек., уро- нить расслаблено голову вперёд. Упражнение №2. Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек. Упражнение №3. Сильно нахмуриться на 5-10 сек. Упражнение №4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек. Упражнение №5. На 5-10 сек. сжать зубы. Упражнение №6. «Заборчик» — широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Упражнение №7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Упражнение №8. Прижать язык к передним зубам на 10 сек. Упражнение №9. Оттянуть язык назад на 10 сек. Упражнение №10. Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На следующем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки. Упражнение №11. «Часики» — язык вперёд-назад, в стороны. Упражнение №12. «Твердый орешек» — упираемся языком в щечки. Упражнение №13. «Лошадка» — пощёлкаем языком. Упражнение №14. «Наказать непослушный язычок» — покусываем широкий язык. Упражнение №15. «Колокольчик» — постучать языком по верхним альвеолам — ля-ля-ля. Упражнение №16. «Молоточек» — постучать языком по верхним альвеолам — дддддд. Упражнение №1 7. «Трубочка» — произносим — У, «улыбка» — произносим И. Упражнение №18. Раскроем несколько раз широко рот. Комплекс №2 Упражнения формирования диафрагмального выдоха (упражнения длятся в среднем 2-3 минуты) Упражнение №1. «Задуй свечку» — ребёнок держит полоску бумаги на расстоянии около 10 см. от губ. Плавно подуть на свечку так, чтобы пламя свечи отклонилось. Упражнение №2. «Лопнула шина» — ребёнок разводит руки перед собой, изображая круг «шину». На выдохе произнося медленно звук «Ш-ш-ш». Руки скрещива- ются так, что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Упражнение №3. «Накачать шину» — ребёнок «сжимает» перед грудью руки в кулаки, медленный наклон вперёд сопровождается выдохом на звук «с-с-с». Упражнение №4. «Жук жужжит» — руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, ребенок произносит «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Упражнение №5. «Ворона» — руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и, приседая, произносится протяжно «к-а-а-р». Упражнение №6. «Гуси» — руки на поясе. Медленно наклонить туловище вперёд, не опус- кая голову вниз протяжно произнести «г-а-а-а». Упражнение №7. Вдох под медленный счёт. (Вдох на счёт 1-2-3; выдох: 4-5-6-7 до 15). Упражнение №8. Произвести на выдохе щелевые звуки (с, ш, ф и др.), контролируя дли- тельность выдоха секундомером. Упражнение №9. «Футболисты» — сдувать ватный мячик, пытаясь «забить гол». Расстояние до мячика увеличивать. Упражнение №10. «Моряки» — дуть на лодочку, сделанную из пенопласта. Упражнение №11. Пускать мыльные пузыри. Упражнение №12. «Собака» — имитировать дыхание собаки, которой «жарко». Открыв рот и высунув вперёд язык, быстрыми движениями делаем вдохи и выдохи небольшими порциями воздуха. Одной рукой контро- лируем движение мышц брюшного пресса. Упражнение №13. «Хомячок» — делаем быстрые вдохи и выдохи через нос, и при этом оскаливаем зубы. Упражнение №14. «Болтушка» — подвигать языком по небу. Упражнение №15. Гимнастика для нижней челюсти: опускание и поднимание, движение вправо-влево. Упражнение №16. «Остуди горячий чай» — после максимального выдоха делаем вдох и дуем на воображаемое блюдце с горячим чаем. Щёки не надуваем. Упражнение №17. «Форсированный выдох» — вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»). Повторить 7-10 раз. Упражнение №18. «Тёплый выдох» — сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, мед- ленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, про- должить выдох. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха. Упражнение №19. «Свисток» — вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить ти- хий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать, экономно выдыхать. Комплекс №3 Упражнения для работы над голосом. Упражнение №1. Произнесение звуков А, М (вдох через нос, на выдохе произносятся дан- ные звуки. Упражнение №2. На одном дыхании вывести сочетания звука М с тремя гласными А, 0, У и И, Э, Ы. Стараться все звуки произносить на одной высоте, нараспев. Упражнение №3. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука М с тремя любыми гласными, затем новый вдох — и новое сочетание. Последовательность упражнения:
Упражнение №4. На одной высоте надо произнести сочетание звука Н с тремя любыми гласными, а затем новый вдох — и новое сочетание. Последовательность упражнения та же, что и в упражнении №3. Упражнение №5. Произнести на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖ 33333333333 — НЬНЬНЫ-[ЬНЪ (звук Ж — ближе грудному звучанию, З — середине, НЬ — верхнему). Упражнение №6. На звук У воспроизводится гудок трёх теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Должны быть три различные высоты голоса. Упражнение №7. Собака убежала, её надо позвать домой. Звать будем три раза: один раз с далёкого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около ребёнка. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром тем- пе, кроме последнего (собака около ребёнка). Меняется высота звука. Последовательность упражнения:
Упражнение №8. Счёт до десяти на одном дыхании в трёх различных высотах; после каждого счёта до 10 нужно сделать остановку, чтобы взять дыха- ние и услышать следующую высоту. Упражнение №9. На вдох понюхать надушенный платочек, на выдох произнести слово «хорошо». Произношение должно быть спокойное, медленное по слогам «хо-ро-шо». Потом на выдохе произнести фразу в два-три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет». Упражнение №10. На вдох понюхать яблоко, апельсин, мандарин и т.д., затем ребёнок должен сам придумать фразу и произнести её на выдохе. Например: «Очень душистое яблоко» Упражнение №11. «Баюкаем куклу» — тянем А — а-а-а-а-а. Произносится тихо и громко. Упражнение №12. «Болят зубы» — тянем О — о-о-о-о-о. Звук произносится тихо, громко. Упражнение №13. После вдоха на плавном выдохе поочерёдно тянуть гласные «а, о, у, э, ы, и» — аааааааооооооуууууэээээыыыыииии. Упражнение №14. После вдоха на плавном выдохе тянуть по две гласных — ааааааоооооо, ааааааууууууу, и т.д. По три — аааоооууу в разных сочетаниях. Упражнение №15. На одном плавном выдохе тянуть по два гласных по два раза аааоооаааооо, уууааауууааа и т.д. Упражнение №16. «Корова мычит» — подражание мычанию коровы — МММУУУУ различной силой голоса.
|