Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе: «Моя семья. Древо моей семьи». |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Иксанова Антонина Алексеевна | |||
24.05.2015 14:43 | |||
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе: «Моя семья. Древо моей семьи». Цель: обогатить представление о семье, дать сведения об истории семьи, воспитывать уважение к семейным традициям. Учить строить генеалогическое древо семьи, формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать уважение к старшим членам семьи, желание помогать тем, кто в этом нуждается и заботиться о них (о старшем и младшем поколении). Задачи:
свою семью. Дети под музыку «Родительский дом» входят в группу.
группе, они хотят посмотреть и послушать, что вы знаете о своей семье, о генеалогическом древе. - Предлагаю поздороваться с гостями. Теперь все внимание на меня. - Послушайте и помогите мне отгадать загадку: Это слово каждый знает - Правильно – это семья! (мама, папа, братишка, бабушка и т.д.)
трудолюбивые, веселые) - Что объединяет членов семьи? (любовь, забота, преданность) - Как нужно жить в семье? (помогать друг другу, заботиться друг о друге) Дидактическая игра «Подбери признаки» У каждого в семье есть дорогие и родные люди. А какие они дорогие и родные нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме и папе, бабушке и дедушке, о сестренке? Мама какая – красивая, ласковая, терпеливая, нежная Сестра – задорная, непоседливая, маленькая, большая Семья – это счастье, любовь и удача Семья – это много домашней работы - Ребята, у каждого из вас есть своя история семьи. Это время когда вы родились, сделали свои первые шаги, сказали свое первое слово, пошли в детский сад. Семейная история по другому называется – родословная! Родословная – это слово о роде. Род – это ваши родственники, которые имеют общего предка – прабабушек, прадедушек, которые жили задолго до вас и ваших родителей. - Послушайте, какое интересное стихотворение есть про бабушку и про родственные связи «Кто кому кто?» -Бабушка, бабушка, чья я дочка? – Ты Федина дочь, моего сыночка. – Мой папа большой и совсем не сыночек! – Сыночек, брат четырех моих дочек. Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи? – Да разве у дочки мы были? У тети! – Тетю твою я в люльке качала. – Бабушка, стой, объясни все сначала: кто мне Наташа и два ее братца? – Ладно, пробуем разобраться. Их мама, племянницы мужа сестра, маленькой ох и шустрой была! А ты им доводишься. Хитрое дело… — Бабушка, что-то у нас пригорело! – Тьфу ты, пока я соображала, все молоко из кастрюли сбежало! Физкульт минутка «Семейная зарядка»: Осенью, весною Встанем в круг и по порядку Повороты в право-влево Вот видите, ребята, сколько много родственников существует на свете. Семья похожа на большое дерево. Как дерево она мощная и сильная! Семья как и дерево растет – появляются новые веточки и новые листочки, это дети, которые тянутся к солнышку, потому что любят тепло и ласку. И, чтобы никого не забыть из родственников, лучше во всем разобраться люди придумали «Генеалогическое древо». Это такое дерево, которое люди сравнивали с большой семьей и располагали всех родственников, о которых помнят. - Вы сегодня тоже будете рассказывать о своем генеалогическом древе, где мы рассмотрим только близких членов своей семьи. - Как вы думаете, кто корни этого дерева? Почему? - Да, самые старшие члены семьи дают ей начало. Это самые мудрые люди – бабушки и дедушки – они как крепкая основа. - А ствол кто? Ствол – это крепость жизни, благодаря стволу, дерево несет веткам и листьям питательные соки. - Правильно, ваши папы и мамы — молодые люди, которые работают, трудятся. Они заботятся и о старших и о младших. - Расскажите о веточках и листочках? Деревце разрастается появляетесь вы и ваши братишки и сестренки. - А чтобы дерево, прочно стояло на своих корнях, о них нужно заботится, любить и ухаживать за старшими членами семьи. Вы тоже подготовили вместе с родителями свое семейное древо, выходят Миша Б, Ксюша Г. Лиза О, Дима В. Дима С. (рассказы детей) Стихи детей. Игра «Встаньте все те кто» Встаньте — У кого есть старший брат - у кого есть младший брат - у кого есть младшая сестра - у кого есть бабушка и дедушка, которые живут вместе с вами? В наших семья существуют традиции. Традиции это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Каждая семья интересна по- своему, у каждой свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейные торжества. Расскажите об интересных традициях в ваших семьях – как вы проводите свободное время, отпуск? (ответы детей) Мы знаем, что люди с давних времен старались сохранять память для будущих поколений – память о своих родственниках. Как они это делали? Смотрите, что это такое? (фотовыставка). А это? (показываю семейный альбом). Как вы думаете с какой традицией связана эта выставка? (собирать и хранить фотографии). Традиция – это очень важно! Недаром люди во время войны или в других ситуациях, уходя из дома брали с собой только ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. Послушайте пожалуйста вот эту запись (слушаем песню «Семейный альбом»). Издавна на Руси семья почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок: - В родной семье и каша слаще. - В семье лад, так и не нужен клад. - Вся семья вместе – так и душа на месте. - семья сильна, когда над ней крыша одна. - Мой дом – моя крепость. - В гостях хорошо, а дома лучше. - Нет милее дружка, чем родная матушка. - Дети, сегодня у нас не все приготовили свое дерево, но каждый из вас может его сделать сам. Посмотрите у нас есть деревья изображенные на бумаге, давайте представим, что это генеалогическое дерево. Только вместо фотографий мы возьмем вот такие треугольники. Они разной величины и разного цвета. Самых старших бабушек и дедушек мы изобразим большого размера. Мамы и папы – это средние треугольники. И наконец, вы детки – треугольники маленького размера. С размерами разобрались. А какого цвета треугольники? Да, синего и красного. Синие треугольники будут дедушки, папы и мальчики. А красного – бабушки, мамы и девочки. Приступим, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику. Делаем пальчиковую гимнастику «Моя семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – я! Вот и вся моя семья! А теперь приступаем к работе. Наше занятие я хочу закончить стихотворением о семье: Будьте все вместе, любовь берегите,
|