Методическая разработка "Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна". |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Швецова Элла Александровна | |||
03.05.2015 19:07 | |||
Методическая разработка "Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна". Здравствуйте, коллеги! Традиционно мы собираемся, чтобы поделиться опытом, обсудить насущные проблемы в нашей с Вами любимой области. Тема нашей встречи сегодня: «Инновационные приемы развития речемыслительной деятельности детей на основе дидактического синквейна». Опыт работы со старшими дошкольниками (с ОНР) говорит о том, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе.
И как говорят педагоги, трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли. Я на своем опыте убедилась, что развить эти способности у детей можно еще в дошкольном возрасте с помощью дидактического синквейна. Эта технология не требует особых условий ее применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий. Вы сами сможете убедиться, что составление синквейна обогащает и актуализирует детский словарь, уточняет содержание понятий. Развивает речь, память, внимание. Все это позволяет ребенку становиться активным творческим участником процесса. Правила составления синквейна простые! Синквейн — в переводе с фр. — «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
А теперь вместе попробуем поиграть в синквейн! Я взяла сладкую тему «шоколад»! Говорят, что он поднимает настроение. Посмотрим, поднимит ли он его нам! Играем! Тема: «Шоколад» 2. молочный, вкусный 3. лежит на витрине в магазине; тает во рту; вкусно пахнет 4. Обожаю его! 5. Сладость Теперь побробуем самостоятельно?!? Тема на выбор: логопедический кабинет. Кто-то помечтает, кто-то окунется в реальность! Вторая тема: день недели. Тема: «Среда» Теоретическая часть у нас с Вами выполнена! Мы познакомились с технологией «дидактического синквейна». Теперь я предлагаю просмотреть конспект занятия, в котором я использовала синквейн! Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] Тема: «Зима в Простоквашино» Цель: автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью; пополнение, расширение, активизация словарного запаса. Коррекционно-развивающие: закрепление правильного звукопроизношения в словах, чистоговорках, развитие фонематического слуха и восприятия; развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы; развитие зрительного внимания и восприятия; развитие общей и мелкой моторики, координации речи сдвижением; развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении. Коррекционно-воспитательные: воспитание внимания к собственной речи и речи окружающих, формирование самоконтроля, воспитание общечеловеческих ценностей на основе мультипликационных персонажей. Речевой материал: чистоговорки, игры речевые, загадки, стихотворение (дидактическая технология «синквейн») Оборудование: ТСО, лист с заданием «Буквы играют в прятки», музыкально-сопроводительные материалы «Зима в Простоквашино», конверт с заданиями, картинки с мультипликациоными персонажами, звуковая гирлянда, игрушка Кот Матроскин, мешочек с игрушками, мяч, аудиозапись неречевых звуков, медаль [Р] Ход занятия Звучит музыка из мультфильма «Зима в Простоквашино» (заходит ребенок, здоровается) Здравствуй! Поздоровайся с нашими гостями! Давай выпрямим спинку, расправим плечи, сделаем глубокий вдох, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения! (упражнение выполняется 2 раза) Из какого мультфильма эта музыка? Давай посмотрим на экран! Назови героев мультфильма! (на экране герои мультфильма «Простоквашино») Сейчас я ещё раз повторю эти слова, а ты пожалуйста внимательно послушай и назови звук, который слышится во всех словах (Фёдор, Матроскин, Шарик, Простоквашино, корова Мурка) А ты не хотела бы побывать в Простоквашино? Но мы еще и повторим [Р] в слогах, словах и предложениях (садимся за столик перед зеркалом) А сначала давай вспомним, как пишется буква Р и попробуем написать ее в воздухе! Сначала мы напишем букву Р плечем, локтем, потом ладошкой и пальчиком! Хорошо! Смотри, буквы играют с тобой в прятки! (ребенок выполняет задание «Буквы играют в прятки» на листе бумаги) Справилась! А теперь, чтобы звук Р получился, (выполняем артикуляционную гимнастику за компьютером) Молодец! А теперь давай порычим! Как рычал Шарик!? Порычи! Давай вспомним, как правильно произносится звук [Р] Ротик свой мы открываем, Да и сильно дуть начнем «Эта сильная струя Хорошо! Посмотри, сколько снежинок вокруг! И каждая снежинка волшебная! Давай подуем на них! (ребенок выполняет упражнение на поддувание «Снежинки») Вот какие они волшебные! Скажи, а ты любишь загадки!? Радость детям подарила (Зима) А какого цвета зима? (ребенок отвечает) Конечно же белого! Поэтому снимай конвертик белого цвета! В нем как раз то, что нам нужно! (ребенок подходит к дереву, снимает нужный конверт) Нам надо не просто проговорить звук [Р] в слогах, а прочитать слоги! Справимся!? (ребенок читает прямые слоги, затем обратные находясь у дерева) Молодец, старалась! А теперь предлагаю поиграть! (игра с перекатыванием мяча проводится сидя на ковре) Я прошу со слогом РА мне помочь назвать слова! (логопед начинает слово, а ребенок добавляет РА) ко- ра, но-ра, иг-ра, у-ра Теперь нужно закончить слогом РО! (вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб- ро) А теперь договори слова со слогом РЫ! (го-ры, узо-ры, топо-ры) Молодец! Посмотри, кто у меня есть! (логопед показывает игрушку кота Матроскина) Ну конечно же, это Матроскин! Смотри, у него с собой мешок! Посмотрим, что там!? (ребенок развязывает мешочек) Откроем!? Что интересного он нам приготовил!? (задание сосчитать предметы со словами: Игра «1-2-5» на согласование числительных с существительными) Умничка! А теперь давай отдохнем! (проводится динамическая пауза) Раз, два, три, четыре, Ох, устали, отдохнем! Ой, ну и много снега зимой в Простоквашино! На что похожи эти звуки? (игра для развития фонематического слуха «Отгадай, что звучит» (звуки: скрип снега, ветер, завывает вьюга, метель, гнутся деревья, каркают вороны) Ой, холодно стало от всего этого! Пальчики замерзли, давай их согреем! (За столиком проводится пальчиковая игра) Я сидел, что было сил Не хотят они уняться, (шевелим пальчиками, разводим ручки в стороны и за спинку) А еще Матроскин приготовил тебе загадку! Не галстук он, не воротник, Вокруг шеи свернулся калачик, (Шарф) А как ласково мы скажем слово «шарф»? Правильно, шарфик! Давай сделаем гирлянду из цветных шариков, составим слово «шарфик»! (звуковой анализ слова: ребенок нанизывает на гирлянду цветные бусины синего, красного и зеленого цвета) А теперь посмотрим, кто же повезет эту гирлянду на елку! Кто в каком вагоне поедет!? (ребенок называет картинки и определяет место звука в слове, усаживая картинки с героями в вагончики на фланелеграфе) Картинки: Матроскин, Шарик, дядя Федор, родители дяди Федора, Печкин, корова Мурка А чтобы им ехать веселее было, повторим чистоговорку! Ра – ра – ра во дворе у нас гора Молодец, старалась! И Матроскину очень, я уверена, понравилось! А теперь, как всегда давай попробуем составить стихотворение из 5 строк! Скажи, кто нравится тебе больше всего из этих героев!? (ответ ребенка; далее составляется синквейн)
Умница! Мне очень понравилось, как ты сегодня работала, ты старалась, четко произносила звук [Р], была внимательной! Какая игра тебе показалось самой интересной? Что показалось сложным? Теперь следи за своей речью и не забывай про звук Р! Я дарю тебе эту медаль на память о Зиме в Простоквашино! А дома ты обязательно расскажешь про Матроскина в пяти строках. Расскажешь!?
|