Долгосрочный проект коррекционно — речевой направленности «Азбука речи дошкольника» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Яговкина Елена Николаевна | |||
24.02.2015 16:17 | |||
Долгосрочный проект коррекционно — речевой направленности «Азбука речи дошкольника» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колобок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников пгт Юрья Юрьянского района Кировской области Автор- составитель: Яговкина Е.Н Учитель-логопед МДОУ детского сада «Колобок» пгт Юрья Актуальность проекта “Речь — самый простой и сложный
Говорить умеют почти все. Но говорить правильно — единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью как средством для передачи своих мыслей. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В первые годы жизни речь развивается стремительными темпами, и уже к 5 годам заканчивается ее естественное становление. Именно в этом возрасте ребенок способен к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5 годам, то это затрудняет речевое развитие на более поздних возрастных этапах. По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время только 15 % детей рождаются здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70- 90% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием – от темповой задержки, нарушений звукопроизношения (дислалия, дизартрия) до моторной алалии. По данным учителей-логопедов Кировской области в настоящее время количество учащихся в начальном звене, имеющих недоразвитие звуковой стороны речи, составляют примерно 35-40% от общего количества детей с несформированностью языковых средств. Среди них учащихся количество реально неуспевающих по родному языку колеблется от 20 до 50%. Если проанализировать мониторинг состояния развития основных сторон устной речи детей в нашем детском саду за 2006 – 2009 года, количество детей с патологическими формами звукопроизношения, бедным лексическим запасом, аграмматизмами в речи и низким уровнем развития фонематического слуха и восприятия, достигает до 60 – 70% от общего количества детей старшего дошкольного возраста. На базе нашего детского сада функционирует логопункт, который осуществляет коррекционно- педагогическую деятельность с детьми и оказывает профилактическую помощь семьям воспитанников. Коррекционно – развивающая деятельность в детском саду включает организованные занятия с детьми (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), а также подразумевает использование элементов коррекционных заданий и упражнений в нерегламентируемой деятельности детей старшего дошкольного возраста. При проведении занятий большое внимание уделяется психическому состоянию здоровья воспитанников. Эффективно используются элементы инновационных методик: арттерапия, сказкотерапия. Данные методики снимают напряжения, благотворно влияют на внутреннее состояние души ребенка. Для эмоционального благополучия и стимулирования речевой деятельности детей постоянно совершенствуется и видоизменяется предметно-пространственная речевая среда. В детском саду функционирует «Центр грамотности», который подразделяется на несколько функциональных зон:
Каждая функциональная зона предназначена для индивидуальной и подгрупповой деятельности детей, способствующей развитию и совершенствованию устной речи дошкольников. На протяжении нескольких лет логопед нашего детского сада использует инновационную (для ДОУ общеразвивающего вида) форму работы с педагогами и детьми – коррекционный час. В процессе проведения коррекционного часа решаются общеобразовательные задачи речевого развития воспитанников. Работа ведется по следующим направлениям:
При планировании занятий по данным направлениям составляются информационно-технологические карты, опираясь на рекомендации к.п. н. В.П. Лариной. В системе осуществляется компетентностно – ориентированный подход в работе с детьми. Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией и преемственностью в работе логопеда и педагогов ДОУ. При проведении занятий воспитатели учитывают этап проводимой с ребенком логопедической работы, выявленный уровень развития основных сторон устной речи детей учитывается при составлении перспективного планирования. Повышая качественный уровень в развитии и совершенствовании речевой компетентности педагогов ДОУ в области логопедии, вводятся в практику детского сада новые формы работы с педагогами:
Активное внедрение новых подходов, методик и технологий в организованных формах обучения помогает стимулировать речь и культуру речевого общения детей и помогает сформировать базу для успешного овладения знаний, умений и навыков в начальном звене школы. Но наряду с такими эффективными результатами работы по речевому развитию детей дошкольного возраста, есть еще и нерешенные проблемы, которые складываются из образовавшегося противоречия на современном этапе между реальным уровнем развития ребенка-дошкольника и требованиям общества в условиях модернизации образования. Проблемы
Теоретическое обоснование проекта Теоретической основой работы по обучению языку, развитию речи и речевого общения в дошкольном возрасте являются результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН (в настоящее время – Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования) под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. Концепция коммуникативно — развивающей технологии – положение Ф. А. Сохина о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве, исследования А. Г. Арушановой, С. Н. Карповой, Е. Л. Крутий, свидетельствующие о том, что возможности формирования лингвистического отношения к слову у детей дошкольного возраста гораздо выше, чем представлялось раньше. В классической и современной лингводидактической науке уровень развития языка и речи является одним из показателей когнитивного развития ребенка, однако в практической деятельности педагогов дошкольных учреждений потенциональные возможности детей не всегда используются. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Руководитель проекта: Заведующая — З. Н. Савинова Соруководитель: старший воспитатель – Н. А. Лапухина Рабочая группа проекта: педагогический коллектив. Участники проекта: дети- педагоги- родители Сроки выполнения проекта: 01. 09. 2009 г- 30. 06. 2011г. Цель проекта: Обеспечение речевого развития дошкольника в соответствии временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ Задачи проекта:
Планируемый результат:
|