Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Наталья Зорина | |||
23.02.2015 21:37 | |||
Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей. К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. О необходимости наглядности говорили великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. Взяв в основу мнение великих педагогов и увидев в своей практике эффективность наглядного материала, я стала использовать в работе с детьми с ОНР по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Что же такое мнемотехника? Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Что дает мнемотехника?
Коллажи и мнемотаблицы использую в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка формирую экологические представления, расширяю словарный запас, развиваю связную речь, зрительную память (это очень необходимо для детей с ОНР). Основное назначение коллажа-объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз предстоит меленькому исследователю. Таким образом развиваются самостоятельность мышления, и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет эффективным, по моему опыту, если строить работу с детьми в следующей последовательности: на первом этапе детям предлагаю внимательно рассмотреть коллаж (за ранее приготовленный) или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, цифры, буквы. Далее даю сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы. Информацию даю в доступной для детей форме и очень интересной. На втором этапе идет обсуждение: задаю дополнительные вопросы и задания. На третьем этапе дети с помощью коллажа и мнемотаблицы самостоятельно составляют описательный рассказ. Мнемотаблицы можно использовать для самостоятельной деятельности детей в играх:
Помимо менемотаблиц и коллажа, я использую наглядные модели-условные схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные модели помогают формировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе. Модели использую в ходе совместных бесед, наблюдений (дети с удовольствием самостоятельно отмечают состояние погоды в природном уголке по условным обозначениям) Интересной по моему мнению приём мнемотехники является пиктограмма — рисунчатое письмо (использую в работе для заучивания стихотворений и отгадывании загадок.) Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует развитию слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворений более осмысленным и интересным. Работу строю по следующему алгоритму:
Стоит отметить, что с использованием данной методики — мнемотехника, связная речь детей в группе значительно улучшилась. Дети связно, последовательно и выразительно стали передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Таким образом можно сделать вывод, что использование мнемотехники (в НОД и в самостоятельной деятельности детей) расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем будет способствовать более эффективному обучению в школе.
|