Творческое рассказывание |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Буряк Антонина Анатольевна | |||
22.02.2015 21:03 | |||
Творческое рассказывание из опыта работы с детьми 4-го года жизни Творческое рассказывание-это сложный речевой вид деятельности, который возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. В этот период дети овладевают сложными формами связной речи, словарем возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое. Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц, в словотворчестве (создании новых слов-новообразований). Для того, чтобы успешно развивались все формы словесного творчества, необходимо строить работу поэтапно. В формировании детского художественного творчества выделяется три этапа. На первом этапе происходит накопление опыта. Детей учат образному видению окружающего мира. Восприятие обогащается через искусство, потому что произведения искусств помогают ребятам острее чувствовать прекрасное в жизни, способствовать зарождению художественных образов в их творчестве. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни строится постепенно и в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдении за трудом взрослых, рассмотрении картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтении книг. Так, перед описанием природы используются тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений. Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Благотворно влияет на обогащение опыта детей и произведения устного народного творчества. В нем содержится много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Второй этап — сам процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Возникновение замысла у ребят происходит успешно в том случае, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиций, выделение поступков героев, выбор слов эпитетов, творческие задания. На этом этапе дети нуждаются в понимании и активизации словаря за счет слов определений, слов помогающим описывать переживания, черты характера действующих лиц. Формируются новые понятия, нового словаря и умение пользоваться имеющимся запасом слов. Так, наблюдая зимний пейзаж, дети, с помощью воспитателя, дают разнообразные определения качества и состояния снега: белый как вата, чуть голубоватый под деревом, искрится, переливается, сверкает, блестит, пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказах детей ( «Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег — белый, пушистый — и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»). На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее испытывая эстетическое удовольствие. Конечным результатом становится связный, логически последовательный рассказ, ребенок овладевает структурой связного высказывания. Правильно понимает задание «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал». Очень важным является анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Изучив разделы творческого рассказывания, меня заинтересовало то, что здесь охватывается личность ребят в целом, а именно: активизируется работа воображения, мышления, речи, проявляется наблюдательность, формируются волевые усилия, а также, что очень важно, ребенок получает положительные эмоции, постоянно находится в поиске нового, интересного, увлекательного. Считаю этот раздел значительным и актуальным потому, что творчество помогает формировать инициативную, самостоятельную, стремящуюся к самовыражению личность. Приступая к работе по данному вопросу, я изучила литературу, поставила перед собой задачи, соответствующие первому этапу работы над развитием творческих способностей у детей, именно:
Для осуществления данных задач создала необходимые условия в группе. Подобрала и оформила материал, изготовили пособия. Сначала начала работу по развитию психических процессов: память, внимание, воображение. Эти задачи решала с помощью пособия «Умные книжки», а так как оно было сделано раннее, до того, как мы заинтересовались этой темой, частично его дополнили и усложнили. А именно, подобранные сюжетные картинки использовали для составления продолжения рассказа, цель которого — развивать память, внимание, воображение. Учить детей с помощью взрослого придумывать продолжение рассказа по картинке. Закреплять употребление существительных с предлогами. Формировать творческие способности. Дети с большим удовольствием занимаются этим пособием, так как оно яркое, выразительное, соответствующее возрасту детей. Также в центр речевого развития приобрели книги познавательного характера: «Окружающий мир», «Времена года»; Загадки в стихотворной форме о животных, явлениях природы, разных предметах. Эти книги использовала как закрепление знаний, полученных на занятиях во время наблюдений, экскурсий в парк, к речке и т.д. Так, перед описанием природы проводила тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Для углубления знаний рассматривала иллюстрации картин, «Времена года», сделала игру «Когда это бывает», где учила детей подбирать карточки к большим изображениям. Развивать умение проводить сравнительный анализ изменений происходящих с каким-либо растением или животным. Формировать умение составлять небольшой связный рассказ последовательности событий. Развивать наблюдательность, творческое мышление. Работая по серии картин, я обнаружила, что детям сложно дается сравнение и описание природы. Поэтому решила в помощь подключить родителей. Провела консультацию, изготовила папку передвижку «Учим детей наблюдать», где дали информацию о том, какие важные задачи решаются в процессе наблюдений. Порекомендовала выбрать с детьми любимое место для прогулок и приходить туда в разное время года. Отличать изменения в природе, читать стихи детям, загадывать загадки и т.д. После проведения совместной работы, я увидела значительно лучшие результаты. Дети после выходных дней стали приносить продукты совместной деятельности с родителями. А именно: рисунки, вылепленные предметы, рассказывали о том, где они были, что видели. Далее пополнила речевой центр картотекой игр на развитие у детей системного мышления. Цель игр: научит ребят мыслить творчески, направлять на поиск решений нестандартных ситуаций, пополнять активный словарный запас. Формировать умение коллективного обсуждения проблем. Вначале, когда играли в эти игры, многим ребятам было сложно сразу включиться в игру. У одних был небольшой запас слов, у других неустойчивое внимание. Но со временем, когда я стала играть на занятиях, прогулках, свободной деятельности, дети входили в определенную систему мышления. Заинтересовали также родителей, они распечатали игры для занятий с детьми дома. Консультировались, если возникали вопросы. Потом предложили ребятам пособие «Путешествие воробья Пуси» посредством которого решала следующие задачи:
В начале обучения игры не у всех детей получалось брать на себя роль героя рассказа, придумывать им клички, имена и, что очень сложно оказалось, придумывание продолжение рассказа. Сейчас дети с удовольствием занимаются. Отличаются своей индивидуальностью. Некоторые дети, эпизоды своих рассказов обыгрывают в сюжетно-ролевой игре, вовлекая и других детей. Следующее пособие, с которым познакомились дети «Мыслим творчески». Его задачи направлены на формирование качеств творческой личности, на поиск решений нестандартных ситуаций. Развитие связной речи. Накопление словарного запаса. Воспитание и углубление нравственных чувств. Занимаясь с детьми этим пособием я представляла свободу творчества, поощряла любые (за исключением нелепого фантазирования) варианты решений задач. Старалась не предлагать готовых замыслов и речевых средств, а терпеливо стимулировала, направляя их на поиск.
|