Мнемотаблица как метод автоматизации звука в самостоятельной речи. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Процесс постановки и автоматизации звука в самостоятельной речи, сложный и длительный, требующий огромных усилий, как со стороны учителя-логопеда и ребенка, так и со стороны родителей. Как правило, у детей, имеющих нарушенное звукопроизношение, недоразвиты все компоненты устной речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении всех недостатков устной речи – очень сложное дело. (слайд №1) В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому на своих занятиях для автоматизации звуков в самостоятельной речи я использую распространенный прием мнемотехники—мнемотаблицы.(слайд №2)
«Мнезис» в переводе с латинского означает память. Таким образом, приемы мнемотехники призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.(слайд №3) Отличительной особенностью мнемотаблицы от предметной (сюжетной) картинки является: · применение неконкретного изображения предмета, а символа, что заставляет ребенка не просто воспроизвести увиденное, а додумать образ; · при описании предмета, его схематическое изображение стимулирует ребенка для подбора новых, похожих (синонимичных) слов; · мнемотаблицу проще создавать, ребенок вместе со мной может нарисовать ее (или самостоятельно разукрасить).(слайд №4) Последовательность работы с мнемотаблицей: (слайд №5) § Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице. § Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность. § Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей. Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы, правильное проговаривание автоматизированного звука. Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов. На своих занятия этот прием я использую при пересказе или составлении повествовательных текстов. В своей работе я использую следующую последовательность работы с мнемотаблицей: (слайд №6) 1. Рассматривание изображения мнемотаблицы (я +ребенок). 2. Перекодирование информации (я+ребенок). 3. Совместное составление рассказа по мнемотаблице ( я+ ребенок). 4. Самостоятельней рассказ ребенка по таблице (ребенок). 5. Составление аналогичной мнемотаблицы—тема, кол-во предложений (я+ребенок). 6. Разукрашивание схематического изображения (родитель+ребенок). 7. Составление рассказа по мнемотаблице, сделанной ребенком (родитель+ребенок); 8. Пересказ по мнемотаблице детям в группе (воспитатель+ребенок). Таким образом, применение мнемотехники для автоматизации звука в самостоятельной речи позволяет решить такие задачи как: 1. Автоматизация звука в речи; 2. развитие связной речи; 3. преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); 4. развитие мелкой моторики рук; 5. развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; 6. расширить круг знаний об окружающем мире; 7. совершенствовать грамматический строй речи; 8. пробудить желание пересказывать как на занятии, так и в повседневной жизни; 9. помочь преодолеть робость, застенчивость. (слайд №7) Мой опыт показывает, что работа по мнемотаблице нравится всем участника образовательного процесса. Детям интересно составлять рассказ по мнемотаблице и самим рисовать таблицу, определять, что будет нарисовано в следующей клетке, а потом с гордостью показывать ее родителям. Родителям нравится, что дома они имеют наглядную технологию повторения домашнего задания. (слайд №8).
|