Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №6 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области Структурное подразделение «Детский сад «Ежик» Программа коррекции интонационной стороны речи заикающихся дошкольников старшего возраста - «Сундучок красивой речи» Составители: заведующий структурным подразделением «Детский сад «Ежик» С.А.Терентьева, старший воспитатель Н.А.Кислухина, учитель-логопед Т.Н. Овчинникова г.о. Новокуйбышевск 2014
Скачать конспект
Аннотация Речь занимает особое место в системе психических функций человека. Наиболее значимая функция речи – коммуникативная. Речевая деятельность является жизненно необходимой потребностью для любого человека, без неё невозможно активное общение. Речь оказывается наиболее восприимчивой к воздействию неблагоприятных факторов в период интенсивного формирования. Заикание – одно из самых тяжёлых и распространённых речевых нарушений, возникающих в дошкольном возрасте, которое характеризуется нарушением интонационной стороны речи. Роль интонационной выразительности речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Изучением интонационной стороны речи заикающихся занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. М.Вингейт говорит о заикании как о «просодическом дефекте», который проявляется в перемежающихся нарушениях ударений. К нарушению просодики сводит заикание Г. Бергман. По его экспериментальным данным, эпизоды заикания встречаются главным образом на ударных слогах, интервалы между которыми в речи заикающихся очень изменчивы, даже в отсутствие речевых судорог. Еще одной особенностью просодики речи заикающихся является ограничение способности к модуляции голоса, что проявляется в монотонности речи. О.Фон Эссэн и Х.Фернау Хорн выделяли монотонность речевой мелодии как основной симптом заикания. А.С.Александровская, описывая просодические характеристики речи заикающихся, указывает, что большинство из них говорят монотонно, мало эмоционально, для речи характерно обилие неуместных и необоснованных пауз, напряженный невыразительный голос, нечеткость артикуляции в сочетании с принужденной речевой позой. Л.З.Арутюнян (Андронова) указывает на то, что заикание, прежде всего, сказывается на темпо-ритмическом рисунке фразы. Темп речи, как правило, ускоренный, поскольку заикающийся стремится передать необходимую информацию в промежутке между судорогами. Кроме того, постоянная тревога и волнение, связанные с речью, ожидание новой судороги так же обусловливают неровность темпа речи заикающегося даже на протяжении одной фразы. Речевые судороги, прерывая речевой поток, искажают и ритмическую сторону речи, нарушая синтагматическое и психологическое паузирование. Расстройства темпа и ритма речи на фоне постоянного эмоционального напряжения, страха речи ведут к нарушению многих сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармонии и т. д. Таким образом, заикающиеся теряют способность к эмоциональной окраске речи, изъясняются с помощью застывших интонационных схем и шаблонов. По мнению В.И.Селиверстова, «отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводит к тому, что речь ребёнка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной». Интонационную обеднённость, невыразительность речи заикающихся отмечают Л.И.Белякова и Е.А.Дьякова. Таким образом, можно сделать вывод, что у детей при заикании отмечается отсутствие логических ударений, интонационная невыразительность речи, при произнесении фраз интонации завершения часто отсутствуют. Отмечается своеобразие процесса паузирования. Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи у заикающихся крайне затруднено и требует тщательной и длительной тренировки. Следовательно, при преодолении заикания у дошкольников работа по коррекции интонационной стороны речи занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся детей и на их речь в целом. В настоящее время существует большое количество методик по формированию интонационной выразительности речи взрослых и школьников, но при всём их разнообразии нет достаточно разработанной программы по развитию интонационной стороны речи дошкольников с заиканием. Исходя из выше изложенного, мы пришли к необходимости создания коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие интонационной стороны речи заикающихся дошкольников. Цель: коррекция интонационной стороны речи заикающихся дошкольников старшего возраста. Задачи: • развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с основными видами интонаций (вопросительной, восклицательной, интонаций завершённости и незавершённости); • нормализация процесса речевого паузирования; • формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз. Адресат: группа заикающихся дошкольников 6-7 летнего возраста. Срок реализации программы: 1 год, в течение которого проводится первичное диагностическое обследование интонационной стороны речи, коррекция просодических компонентов и вторичное диагностическое обследование. По итогам работы за учебный год производится качественный и количественный анализ полученных результатов. Структура и содержание программы: программа по коррекции интонационной стороны речи заикающихся дошкольников разработана с учётом возрастных особенностей, этапов коррекционной работы с данной категорией детей. Целенаправленное обучение детей владению средствами устной речи проходит в процессе фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда в комплексе с программой С.А. Мироновой «Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста» и адаптированной методикой Л.З.Арутюнян (Андроновой) по синхронизации речи с движением пальцев ведущей руки. Структура занятий классическая и включает в себя вводную, основную и заключительную части. Темы непосредственно образовательной деятельности соответствуют основным тематическим блокам, рекомендуемые программой С.А.Мироновой. Коррекция интонационной стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь и т.д.) и проводится в процессе любой коррекционной деятельности учителя-логопеда: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения: на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и т.д. В период «щадящего речевого режима» заикающиеся дошкольники обучаются передавать основные виды интонации с помощью невербальных средств общения, активно используя пантомимику. На этапе работы со звуком дети обучаются передавать основные виды интонации (интонации завершённости, незавершённости, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определённым образом помогают осмыслить различные виды интонации. Начинают обучение с вопросительной интонации. Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями руки, что позволяет лучше контролировать изменения голоса по высоте. Для вопросительной интонации характерно повышение основного тона голоса. Рука совершает круговое движение и резко идёт вверх на завершающей фазе голосоподачи. Восклицательная интонация сопровождается резким сильным взмахом руки вверх, а незавершённости – плавным, полукруговым движением руки вверх. Интонация завершённости сопровождается плавным движением руки вниз. Движение руки может заменить мяч, который бросается в пол или вверх Полученные навыки интонирования постепенно вводятся в слог, слово, фразу и в спонтанную речь. Работа по развитию интонационной стороны речи начинается с формирования голосовых модуляций. Такая тренировка на первом этапе проводится на материале гласных звуков. Обучение вначале происходит по образцу, предложенному логопедом. Сначала дошкольникам предлагается изолированное произнесение гласных, затем ряд гласных звуков, при этом один из них выделяется при помощи ударения. Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса или интонационным оформлением данного ряда гласных (интонации вопроса, ответа, завершённости, незавершённости). Такие упражнения начинаются с повторения одного ряда гласных, постепенно наращивая их количество до 3-4, контролируя слитность их произнесения. Одним из видов обучения интонационной выразительности является работа на уровне слога. Слог – минимальная языковая единица. Вершиной слога является гласный звук. Все упражнения, исполненные на первом этапе, должны быть проведены и в работе над слогом. Для передачи интонационной выразительности с детьми хорошо использовать междометия: радость (Ах! Ох! Ух!), сожаление (ох-ох-ох), печаль (эх) и т.п. На этапе коррекционной работы на уровне слова с дошкольниками проводятся упражнения по произнесению гласных звуков с различной высотой тона. Так, ударные слоги произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса. При работе с предложением, состоящим из двух или более слов, проводится обучение дошкольников выделению значимого слова. Оно должно быть выделено силой голоса (логическим ударением) и может появляться в различных местах предложения в зависимости оттого, какое слово выделено. Работая над логическим ударением, рука медленно и мягко поднимается вверх до мелодического максимума, затем опускается вниз. Голос при этом повторяет движение руки. Выделение синтагмы, как единого интонационно-смыслового образования связано с обучением процессу паузирования. Работу над процессом паузирования хорошо начинать на материале стихов, где конец строки совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением паузы, затем используются фразы диалогической речи, чтение, пересказ, и постепенно переходят к спонтанному высказыванию. Затем проводится работа над интонационным членением текста. Для детей дошкольного возраста следует проводить работу на материале стихотворных текстов с короткой строфой и прозаических текстов, состоящих из коротких фраз. Методы и приёмы: для реализации программы в структуре непосредственно образовательной деятельности используются словесно-дидактические игры и игровые упражнения. Ожидаемые результаты реализации программы: целенаправленная работа по коррекции интонационной стороны речи, проводимая с применением программы, окажет положительное влияние на расширение речевых навыков детей, а использование ряда игр и упражнений, направленных на развитие компонентов просодики будет способствовать формированию просодической стороны речи. Кроме того, предполагается совершенствование и развитие слуховой памяти, формирование правильного речевого дыхания, эмоционального восприятия, накопление эмоционально-нравственного опыта. Дети становятся более активными и общительными. А это, в свою очередь, способствует развитию коммуникативной функции речи. Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения: апробация программы по коррекции интонационной стороны речи проходила на базе структурного подразделения «Детский сад «Ёжик» ГБОУ ООШ №6 в течение двух лет с группой дошкольников 6-7 лет, имеющих логопедическое заключение заикание. Состав группы варьировался в зависимости от количества зачисленных в неё детей 6-7 летнего возраста на начало учебного года: 2012-2013 учебный год – 5 дошкольников 2013-2014 учебный год – 7 дошкольников. Материально-техническое оснащение для реализации программы потребуется следующее: • пособия для развития воздушной струи, постановки дыхания; • индивидуальные зеркала; • графические схемы, картинки – символы для голосовых упражнений; • музыкальные инструменты: бубен, барабан, деревянные ложки; • муз.центр; • театрализованные маски-шапочки; • аудиозаписи и диски с записью спокойной музыки. Диагностический материал: на первых этапах реализации коррекционно-развивающей программы нами проводится диагностическое обследование уровня сформированности просодических навыков у заикающихся дошкольников с использованием методических материалов Е.Ф.Архиповой: «Методика восприятия интонации», «Методика воспроизведения интонации», «Методика восприятия логического ударения», «Методика воспроизведения логического ударения», «Обследование модуляций голоса по высоте», «Обследование модуляций голоса по силе», «Методика восприятия тембра», «Методика воспроизведения тембра голоса», «Методика восприятия темпа речи», «Методика воспроизведения отражённого темпа речи», «Обследование самостоятельного управления темпом речи». Для проведения диагностического обследования интонационной стороны речи нами используются следующие методы и приёмы: - логопедическая ритмика; - музыкально-дидактические игры; - чтение стихов, сказок. На основе анализа современных достижений научно-методической и логопедической литературы по данной проблеме определена критериальная база и оценочные показатели, направленные на выявление уровня сформированности элементов интонации: 1. Интонационных структур в импрессивной речи; 2. Логического ударения; 3. Высоты голоса; 4. Силы голоса; 5. Тембра голоса. 6. Темпа речи. Методика №1. «Методика восприятия интонации». Обследование восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций. Это разнообразие достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса. Интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства. Цель обследования: выявить возможность детей различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи. Материал обследования: предложения, произносимые с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, и графическое изображение предложений. Процедура: ребёнку предлагается послушать предложения, которые произносятся с различной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Предварительно перед выполнением задания проводится беседа, в которой на материале одной серии предложений выясняется, одинаково они произносятся или по-разному. 1. Определение наличия повествовательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой. Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и говорю при этом спокойным, ровным голосом - подними карточку с точкой:
Речевой материал: • На улице холодно. • Ах, какая красивая картина! • Медведь спит в берлоге. • Белка грызет орешки. • Ты съел суп? 2. Определение наличия вопросительного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой. Инструкция: «Слушай внимательно. Если услышишь, что я о чём-то спрашиваю, задаю вопрос - подними карточку с вопросительным знаком: Речевой материал: • На улице идёт снег! • Ты любишь играть в снежки? • Оля идёт в парк. • Куда мальчик идёт? • У тебя болят зубы? 3. Определение наличия восклицательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой. Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю, подними карточку с восклицательным знаком: Речевой материал: • Ой, как жарко! • Мальчики играют во дворе. • Кто к нам пришёл? • Посмотри, летит самолёт! • Мы идём в цирк. 4. Дифференциация типов интонации в предложении. Предлагаются задания, где речевой материал представлен повествовательными, вопросительными и восклицательными предложениями. Перечисленные интонационные типы даются в произвольном порядке. Процедура: ребёнку предлагается сравнить значение двух одинаковых предложений, произнесённых с различной интонацией. Необходимо отличить предложения друг от друга, выделяя заданную интонацию и поднять соответствующие карточки. Инструкция: «Слушай внимательно предложения и подними карточки, которые подходят». Речевой материал: • На улице холодно. - На улице холодно? • Наступила зима? - Наступила зима! • Завтра будет праздник! - Завтра будет праздник. • Мама пришла домой. - Мама пришла домой? • Мальчик нарисовал дом? - Мальчик нарисовал дом. 5. Дифференциация типов интонации в стихотворном тексте. Инструкция: «Послушай стихотворение, после каждой прочитанной строки подними карточку. Если услышишь вопрос, то Если спокойный и ровный голос, то Речевой материал: - Кто умеет утром сам просыпаться по часам? - Я умею по часам просыпаться утром сам. - Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко? - Я умею на кроватке простыню расправить гладко. - Кто простуды не боится, кто умеет с мылом мыться? - Я обычно утром рано умываюсь из-под крана. Я сам теперь умею вымыть и лицо, и шею. 6. Инструкция: «Послушай предложения и повтори как я: весело, грустно или удивленно». • Солнце светит. (грустно) Солнце светит? (удивленно) Солнце светит! (весело) • На небе сверкает молния! (весело) На небе сверкает молния (грустно) На небе сверкает молния? (удивленно) • Будет дождь? (удивленно) Будет дождь! (весело) Будет дождь. (грустно) 7. Инструкция: «Я буду читать стихотворение. Если услышишь вопросительное предложение, где кто-то о чём-то спрашивает, поднимай руку». Яму копал? Копал. В яму упал? Упал. В яме сидишь? Сижу. Лестницу ждёшь? Жду. Яма сыра? Сыра. Как голова? Цела. Значит живой? Живой. Ну, я пошёл домой. 8. Инструкция: «Я буду говорить тебе фразы. Если ты думаешь, что фраза закончена, хлопни в ладоши». • Дети катаются. Дети катаются на санках. Дети катаются… (на санках). Дети катаются на санках… (с горки). • Самолёт летит. Самолёт летит высоко. Самолёт летит… (высоко). Самолёт летит высоко… (в небе). Критерии оценки: 3 балла - задание выполняется правильно 2 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы. 1 балл - для выполнения задания требуется активная помощь взрослого. 0 баллов - задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.
Методика №2. «Методика воспроизведения интонации» Цель обследования: выявление умения ребёнка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи. Материал для обследования: образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием. 1. Отражённое воспроизведение фраз с разными интонациями. Инструкция: «Послушай предложение и повтори его с той же интонацией». • Солнце светит. Солнце светит? Солнце светит! • Сверкает молния. Сверкает молния? Сверкает молния! • Снег идет! Снег идет? Снег идет. • Я пойду в гости! Я пойду в гости. Я пойду в гости? • Мама пришла. Мама пришла! Мама пришла? 2. Отражённое воспроизведение стихотворных строк в соответствии с заданными интонациями. Инструкция: «Внимательно послушай и повтори отдельно каждое предложение». - Ты куда идёшь, медведь? - В город ёлку поглядеть! - Да на что тебе она? - Новый год встречать пора. - Где поставишь ты её? - В лес возьму, в своё жильё. 3. Отражённое воспроизведение фраз с противоположными типами интонации. Инструкция №1: «Я буду задавать тебе вопрос, а ты ответь на него той же фразой, но с другой интонацией».
|