Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Надежда Шагина | |||
07.10.2014 23:49 | |||
Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. 7.Словесная игра «Сплетем венок из предложений» Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д. Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3.Мой стол чистый. 4.Чистые руки – залог здоровья и т.д. 8.Игра «Загадай и отгадай вид спорта». Водящий (взрослый или ребенок), с помощью карточек – «определений и признаков» загадывает вид спорта. Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим. 9.Игра «Составь рассказ» Воспитатель раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: снега, солнышка, детей, зимней одежды, санок, лыж, горки, снеговика и предлагает составить по схеме рассказ на тему « Зимние забавы». 10. Игра «Магазин» С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений, но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел. Учить ребенка рассказывать – это значит учить рассказывать живо и интересно, формировать его связную речь. Перед воспитателем стоят задачи учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном ,правильно отражать в речи воспринятое. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Дидактические игры способствуют интенсивному совершенствованию речевой деятельности детей. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра дошкольников: · побуждает детей к общению друг с другом; · способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; · способствует совершенствованию разговорной речи; · способствует обогащению словаря; · оказывает влияние на формирование грамматического строя языка. Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. 1. Игра "Сочини предложение". Воспитатель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений. 2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений. 2.Словесная игра « Внимание! Розыск!» В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко. Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. 3.Игра « Предлоги». Предлагается картинка с предлогом и нужно составить предложение с ним. 4.Игра «Кто с какими буквами дружит». На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного - слон, у другого - крокодил, у третьего - ёжик. Первый ребенок говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Другой говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке". Третий ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т.д. 5.Игра «Теремок». Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? Достаем предметную картинку – например - утюг. Дети называют предмет. В. Я - утюг! Нет никого! Буду здесь жить. ( стучит первый игрок ) кто там? Д. Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить? 1- й игрок: Пустим ,если скажешь чем мы похожи! Дети помогают найти сходство: у тебя проводок и у меня. У тебя красный цвет и у меня, для них нужен стол и т.д. Дети по цепочке находят общие признаки. 6. Словесная игра « Придумай предложение со словами….» Цель: упражнять в составлении простых предложений со словами, предложенных воспитателем. Воспитатель произносит слово, а дети составляют предложение. 7.Словесная игра «Сплетем венок из предложений» Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д. Например: 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3.Мой стол чистый. 4.Чистые руки – залог здоровья и т.д. 8.Игра «Загадай и отгадай вид спорта». Водящий (взрослый или ребенок), с помощью карточек – «определений и признаков» загадывает вид спорта. Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим. 9.Игра «Составь рассказ» Воспитатель раздает каждому ребенку карточку-схему с условными изображениями: снега, солнышка, детей, зимней одежды, санок, лыж, горки, снеговика и предлагает составить по схеме рассказ на тему « Зимние забавы». 10. Игра «Магазин» С помощью моделей описывается ребенком овощ, фрукт, мебель.
|