Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей» «Обучение воспитанников творческому рассказыванию с опорой на картинки и без них». Составила воспитатель: Кудряшова Ф. И. г. Нефтеюганск 2014г. Работая над обучением детей творческому рассказыванию я поставила перед собой такие задачи: *формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); *развитие умения раскрыть тему и основную мысль высказывания; *озаглавить рассказ;
*обучение построению высказываний разных типов: описаний, повествований, рассуждений; *составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности; *использование соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста. Для решения этих задач я использую следующие варианты работ: придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя, например, на занятии дети придумывали сказку «Как ежик выручил зайца». Я сначала детям дали план, намечающий последовательность рассказывания, в свободной форме: (сначала опишите главных героев, затем, что могло случиться с зайцем, и как ежик выручил своего друга т.е. чем закончилась история). Детям, испытывающим трудности задавались вопросы. К своей работе я подключили и родителей, они вместе с детьми изготовили книжки-малышки. В итоге мы устроили выставку, где дети презентовали свои работы. В дальнейшем планирую включить в работу придумывание рассказов и сказок на тему, предложенную воспитателем без плана, т.к. наши дети пока испытывают трудности в этом. А также использую такой вариант, как придумывание продолжения и завершения рассказа, я сообщаю детям начало, завязку истории или рассказа, а главные события и приключения придумывают дети. Также начали вести работу на придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Для того чтобы заинтересовать, привлечь детей я изготовила волшебный колпак: если раньше не все дети проявляли желание к творческому рассказыванию, то сейчас значительная часть детей проявляют инициативу выйти и рассказать свою сказку или рассказ. Формы организации работы я использую разные: дети придумывают рассказы индивидуально, в паре, по двое-трое детей, сразу несколько человек. Это позволяет ребятам активно общаться друг с другом, обсуждать предложенные варианты, договариваться о последовательности действий и развитие сюжета. В рассказывании по картинкам я начала формировать у детей умение составлять текст коллективно (командами). При этом каждый раз изменяю варианты показа картин: сначала детям показываю только одну картинку, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей составила рассказ, открываю следующую картину и составляет рассказ другая группа детей. И, наконец, открываю все картины, и дети составляют коллективный рассказ по всем картинам. В дальнейшем планирую менять варианты показа картин, например, открывать последнюю картину (дети увидят, чем заканчивается сюжет), а затем открывать все остальные. Также использую такой прием: предлагаю детям нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине, например, они рисуют начало или конец предложенного сюжета. А также, предлагаю нарисовать на нескольких маленьких листочках весь задуманный сюжет, а после этого прошу последовательно рассказать нам свое высказывание. Такие упражнения помогают ребенку выстраивать сюжет, связывать между собой части текста. При обучении рассказыванию я изготовила схемы в виде поезда с тремя вагончиками разного цвета, начало – первый вагончик – зеленого цвета; середина – второй вагончик – красного цвета; конец – третий вагончик – синего цвета. С помощью этих схем дети договариваются, кто будет рассказывать начало, середину, или конец. Также, в своей работе я использую такие игры и упражнения как «Кто скажет по-другому». Цель этой игры: расширять и активизировать образную лексику детей, формировать умение подбирать слова и выражения, наиболее подходящие по смыслу; словесная игра «Выбери концовку рассказа», где формирую умение детей находить наиболее подходящую концовку для рассказов; игра «Играем со сказкой», цель: развивать речетворческие способности детей, умение придумывать несколько вариантов окончания сказки; игра «Рисуем картину словами». Цель: развивать воображение, умение использовать в описании подобранные по смыслу слова и образные выражения, игра «Ждем гостей», «Составь предложения» и ряд других игр. К своей работе привлекаю и родителей: вместе с детьми они изготавливают книжки-малышки, рисуют рисунки для составления творческих рассказов. Для них я в этом году выпустила постоянную страничку в газете «Наши дети рассказывают…» в которой, они могут прочитать рассказ своего ребенка на различные темы.
|