«Эффективная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обусловленными нарушениями опорно-двигательного аппарата, в условиях реализации инклюзивной практики ДОО»
«Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности»
Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности
- Понятие «Медико–психолого–педагогическое сопровождение».
- Цель, задачи сопровождения, основные субъекты.
- Направления взаимодействия.
- Взаимодействие с участниками воспитательно-образовательных отношений:
- воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог;
- педагог-психолог;
- инструктор по физической культуре;
- музыкальный руководитель;
- медицинский персонал.
5. Развивающая предметно-пространственная среда.
6. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
7. Вывод.
- Психолого–медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
- Цель сопровождения в ДОУ — создать психолого–медико–педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Тесная взаимосвязь педагогов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Задачи психолого–медико–педагогического сопровождения:
- охрана и укрепление здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- совершенствование предметно — пространственной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основными субъектами психоло-медико-педагогического воздействия в ДОУ являются:
- дети;
- воспитатели, педагоги, специалисты;
- родители.
3. Направления взаимодействия
Взаимодействие строим по следующим направлениям:
- направление – диагностическое
- направление — коррекционно — развивающее
- направление — оценочно-аналитическое
- направление — ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ
Диагностическое направление, в рамках которого каждый специалист обследует ребёнка по своему профилю, выявляет особенности и трудности в его развитии. Все характеристики объединяются в комплексную оценку актуального уровня развития ребёнка (АОП). Итоги диагностики обсуждаются на экспресс-обзорах.
2 направление – КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩЕЕ
В рамках данного направления происходит реализация индивидуальных и групповых программ, комплексно – тематического планирования. Данное направление будет раскрыто во взаимодействии специалистов разного профиля.
3 направление — ОЦЕНОЧНО — АНАЛИТИЧЕСКОЕ
Направление предполагает оценку результатов коррекционно – развивающей деятельности воспитанника. Итоговые диагностики каждого специалиста в конце учебного года, экспресс-обзоры, оформление характеристик выпускников.
4. Взаимодействие с участниками воспитательно — образовательных отношений
Воспитатель, учитель- логопед, учитель- дефектолог
- Закрепление (по возможности) правильного произношения звуков;
- Целенаправленная активизация отработанной лексики;
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
- Развитие памяти, внимания, логического мышления;
- Формирование связной речи.
- Оказание помощи в проведении диагностического обследования детей (мониторинг);
- Ознакомление с результатами диагностического обследования уровня речевого развития воспитанников группы;
- Совместное участие в экспресс — обзорах групп;
- Разработка рекомендаций по индивидуальному сопровождению ребенка;
- Участие в корректировке и реализации АОП для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- Сбор информации о проблемных детях в группах;
- Консультативно-информационная помощь педагогам группы при изучении особенностей развития детей; ( «Пятиминутки»);
- Оформление информационных стендов по лексическим темам (совместное обсуждение);
- Совместная реализации единого тематического планирования (Логопедические пятиминутки, информационные стенды, «Папки взаимодействия с воспитателями»);
- Проведение консультаций по различным вопросам коррекционно-образовательной работы (по индивидуальному запросу);
- Построение развивающей среды (оказание помощи в подборе материала);
- Предоставление материалов (дидактических игр и упражнений, направленных на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи) для коррекционного мини-центра в группе;
- Совместная работа с родителями (участие в собраниях, анкетирование);
- Изучение и реализация новых подходов в обучении детей с ОВЗ (участие в педсоветах, семинарах, семинарах-практикумах, посвященных проблемам коррекционно-образовательной работы с детьми; взаимопосещение занятий);
- Совместная подготовка к праздникам, досугам (подбор и распределение речевого материала для воспитанников, разучивание стихотворений к праздничным мероприятиям); совместная подготовка воспитанников к конкурсам различного уровня;
- Участие в совместной проектной деятельности.
- Взаимодействие с социальными партнерами – посещение библиотеки (сопровождение воспитанников).
Взаимодействие с педагогом – психологом
Психологическое сопровождение детей является очень важным звеном педагогического взаимодействия.
Воспитатели и специалисты выполняют рекомендации педагога-психолога ( «Папка взаимодействия»).
Взаимодействие с инструктором по физической культуре
- Использование физкультминуток в режимных моментах и в ходе ООД (воспитатели, учитель-логопед);
- Дыхательная гимнастика (воспитатели, учитель-логопед);
- Проведение утренней гимнастики и гимнастики после сна (воспитатели);
- Проведение развлекательных мероприятий (праздники, досуги);
- Сопровождение воспитанников на занятиях по физической культуре, оказание помощи.
Взаимодействие с музыкальным руководителем
Совместная подготовка к праздникам, развлечениям, досуговым мероприятиям с их последующим обсуждением. Учитель-логопед помогает воспитателям в распределении речевого материала, разучивает с детьми стихи.
Взаимодействие с медицинским персоналом ДОУ
- Сбор анамнестических данных детей (учитель-логопед);
- Совместное участие в экспресс- обзорах;
- Выполнение рекомендаций врача учреждения по необходимым ограничениям.
- Участие в составлении образовательного маршрута.
5. Развивающая предметно — пространственная среда группы
Развивающая предметно-пространственная среда группы является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта, стимулирует развитие всех потенциальных, индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.
Развивающая среда группы содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать, при минимальной помощи взрослых.
Организацию развивающей среды необходимо строим таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Важно обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, речевую, эмоциональную, двигательную деятельность детей так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Развивающая предметно – пространственная среда, отражающая взаимодействие педагогов и специалистов, может включать:
- Интерактивную доску
- Информационный стенд
- Коррекционный уголок
- Картотеки
- Спортивный уголок
6. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
- Проведение индивидуальных консультаций по итогам диагностического обследования уровня развития ребёнка, по вопросам коррекции выявленных нарушений, формирование у родителей оптимистических установок в отношении возможностей ребенка и обучение их доступным приемам коррекционно-развивающего воздействия;
- Индивидуальные консультации (по запросам родителей (законных представителей) и согласно графику (совместно с ребенком); учет проведенных консультаций — «Журнал консультирования родителей»;
- Участие в групповых родительских собраниях (начало, конец учебного года);
- Демонстрация индивидуальной деятельности коррекционной направленности (показ индивидуальных (фрагментарно или в полном объеме) и подгрупповых занятий);
- Наглядная агитация: оформление информационных уголков для родителей; организация выставок;
- Привлечение родителей к активному участию в профилактике речевых нарушений у детей, предоставление дидактических материалов для совместных занятий с детьми дома;
- Использование эффективных форм взаимодействия с семьей (сайт ДОУ, презентация методов коррекции речевых нарушений с использованием интерактивной доски).
7. Вывод:
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах работы, их комплексность — залог успеха в коррекционно-образовательной деятельности.
Данная «Модель взаимодействия педагогов в психолого-педагогическом сопровождении развития ребенка с ОВЗ» наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с ОВЗ.
|