Особенности общения педагогов с родителями воспитанников, вернувшимися с СВО |
Психология | |||
Автор: Селиванова Наталья Борисовна | |||
19.03.2024 14:11 | |||
Особенности общения педагогов с родителями воспитанников, вернувшимися с СВО Новое время определяет нам особенности общения с родителями участниками СВО. Это люди, которые пережили не просто жизненные трудности, а жестокое сражение с врагом, потерю своих сослуживцев. Люди, которые столкнулись с крайней жестокостью и смогли противостоять ей. Участники СВО возвращаются домой раненными, не только физически, но ив состоянии психологической травмы. Нам необходимо начинать с ними общение: Первое– понимание. Травмирующие события накладывают свой отпечаток на нервную систему человека, на его поведенческий навык и вынужденную адаптацию в обществе, которое не участвовало в военной операции. Это способствует проявлениюсильнейшей психической нагрузке на их эмоциональное состояние.
Через какой-то период, после перенесенной смертельной опасности (перенесённой достаточно стойко, с защитным здоровым онемением души или с огненной отвагой в сердце) прежняя полноценная защита психики истощается и открывается уже защита болезненная — ПТСР. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – это состояние, при котором человек застревает в травме. Он проживает события прошлого здесь и сейчас, его преследует тревога, страх. Необходимо помнить, что влияние военных действий формирует у человека специфические потребности такие как — быть понятым и потребность быть социально признанным. У участника СВО имеется потребность быть принятым в систему социальных связей и отношений в мирной жизни с более высоким, чем прежде, социальным статусом – он герой, который рисковал своей жизнью оберегая покой жителей страны. И имеется потребность в избавлении от психической напряженности. В общении с ними (участниками СВО), необходимо учитывать, что в большинстве, это люди с «обнаженной», незащищенной психикой. Нам, не знающим обстрелы, взрывы, не видевшим разорванные тела своих товарищей, трудно будет понять их жесткую манеру общения, но мы должны помнить об этом. Поэтому с ними необходимо другое общение. Другая категория людей, у которых наблюдается положительный вектор влияния войны. Этот вектор приводит к формированию психологических образований, которые сегодня квалифицируются как посттравматический рост. Это процесс, при котором в борьбе с последствиями психологической (или физической) травмы — личность становится устойчивее, сильнее, увереннее в себе, тем самым обретает ещё большую способность к выживанию. Последствия положительного вектора, могут быть направлены на себя, а так же на окружающих, на деятельность и на жизнь в целом. Каждый человек индивидуален, поэтому мы должны научиться понимать их и общаться экологично. Мы педагоги должны научиться этому первыми и показывать пример другим окружающим нас людям. Второе–общение. Необходимо помнить, что эти люди стремятся полностью перенаправить свои интересы в сторону частной жизни, избегая всяких разговоров на военные, политические темы. При общении с участниками СВО, необходимо прислушиваться к своимвнутренним ощущениям и понимать, когда ваше общение становится затруднительным. Прежде чем начинать беседу с родителем, участвовавшим в СВО, педагогу самому необходимо находиться в ровном эмоциональном состоянии. Беседа, начатая в состоянии переутомления или возбуждения, будет способствовать обострению общения. И если у вас в данный момент имеется эмоциональная неустойчивость, необходимо отменить и перенести беседу. Нам необходимо освоить доступные методы коммуникации с данной категорией людей. Так же перед началом разговора необходимо проанализировать и эмоциональное состояние предполагаемого собеседника. Обратить внимание на его движения, эмоции и мимику, оцените, на сколько человек готов участвовать в беседе. И только после этого принимайте решение начинать беседу или нет. Во время общения внимательно наблюдайте за ответными реакциями собеседника:
Учитывая эти признаки, подумайте и примите решение начинать разговор или нет. Щадящие способы общения педагога с родителями участниками, ветеранами СВО:
Как давать обратную связь собеседнику: Вариант 1 возможной беседы: если вы почувствовали, что участника беседы беспокоит какой-то вопрос, то нужно уточнить что его беспокоит. Вы возвращаете ему содержание разговора своими словами, например: «Я правильно вас поняла, что вы волнуетесь, за то, что ваш ребенок дома громко кричит (разговаривает)?» То есть вы повторяете его формулировку обращения к вам, незначительно изменяя фразу партнера по общению. Если собеседник подтверждает, предложенную вами версию, то вы можете порекомендовать, чем занять ребенка дома, чтобы обстановка стала более спокойной. Вариант 2 возможной беседы: родитель возмущается неверным, на его взгляд, общением педагога с его ребенком. Ваш ответ, такой же как в первом варианте — уточнение, того что вы правильно его поняли. После подтверждения вашего понимания, учитывая, что человек возбужден, вы даете отсроченный ответ: «Я подумаю, какой подход лучше найти к ребенку и попробую его. Потом мы вместе с вами обсудим, подходит ли ему данный вариант общения с педагогом», и завершить беседу. Другие варианты снижения напряжения в общении: Можно ответить:
Споров, вызванных непониманием друг друга и различными подходами к проблеме, целесообразно избегать. Далее вы анализируете информацию о претензии объективно, сначала требуется проявить свое эмоциональное реагирование в отсутствии кого-либо (это необходимо для бережного отношения к своему эмоциональному, экологичному миру). Неприятие инакомыслия может затруднять ваше общение. Ведь мысли другого человека появились из каких-то источников, которые, возможно, сформировались у него как аксиома. Поэтому отрицание, что собеседник неправильно мыслит, приводит к агрессии или конфликтному обострению беседы. Ожидание педагога, что его сейчас же поймут, может привести к тому, что возникнет конфликт. Ваша установка, настойчивость на том, что ваше мнение правильно и окончательно верное, может застать вас врасплох, и вы можете оказаться в неустойчивом эмоциональном состоянии. Поэтому необходимо отказаться от установки, что вы будете поняты собеседником. Быть к этому готовым поможет услышать своего собеседника и даст возможность найти другие факты для доказательства своей точки зрения с учетомточки зрения оппонента. Это так же позволит сохранить свое эмоциональное состояние в общении с человеком, принять другую точку зрения (родителя с ПТСР). В одной беседе необходимо обсуждать одну тему. Разговор лучше начинать с неформальной беседы. Чтобы перейти к обсуждению проблемного поведения ребенка, необходимо начать с оповещения положительных качеств воспитанника, уделить этому больше внимания. А затем оповестить о том, что вас беспокоит в развитии обучающегося. Закончить разговор о проблеме необходимо с уверенностью, что и родители и педагоги, если будут действовать в едином стиле взаимодействия с ребенком, смогут решить данную проблему. Третье – окружающие условия беседы Обстановка, в которой вы проводите беседу, должна быть спокойной. Ваш голос должен быть спокойным, ровным; темп речи слегка замедленным. Если в группе неожиданно раздается крик какого-то ребенка из группы, то необходимо извиниться и пойти к ребенку. Продолжать разговор по причине возникновения громкого, резкого звука бессмысленно, так как человек непроизвольно погружается в травмирующую ситуацию. Обозначьте, что в следующий раз вы продолжите разговор в более спокойной обстановке. Если во время разговора вы почувствовали внутреннее волнение, раздражение, можно выполнить упражнение для выравнивания своего эмоционального состояния, незаметно для собеседника: Релаксационное упражнение «зажми палец»: положите большой палец руки на середину ладони и сделайте вдох. Затем сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем ослабляйте сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Это упражнение можно выполнять незаметно для собеседника. Теперь попробуйте, уже после завершения беседы с родителем, выполнить это упражнение с закрытыми глазами, способствует эффективному выравниванию эмоционального состояния. Успехов Вам и компетентного общения в любой ситуации! Педагог-психолог Селиванова Наталья Борисовна. МБОУ «С (к) НШ-ДС№2» г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) Литература: 1. Психологическая газета www. psy. su. Статья Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий. Автор Караяни Александр Григорьевич.
|