Клуб – форма организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Семейные клубы – неформальное объединение родителей для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов, дети которых вместе занимаются в кружках, студиях, секциях. Людей сплачивает в семейном клубе увлеченность конкретными идеями в воспитании, например, ранее закаливание, обучение плаванию грудных детей. В основе деятельности семейного клуба – добровольность. В семейном клубе критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства своих детей, а восторженным родителям видны все стороны ребенка. Дети приобретают в семейном клубе ценный опыт общения с людьми разных характеровзываются в разных ролевых позициях: например, подростки чувствуют себя младшими по отношению к взрослым, но старшими (и более опытными) по отношению к дошкольникам и младшим школьникам из других семей. Семейные клубы очень полезны для неполных семей, в которых дети испытывают дефицит образцов мужского (или женского ) поведения. Они необходимы единственным детям в семье, не имеющим опыта тесного общения с детьми. Члены дружного семейного клуба чувствуют себя более защищенными и уверенными в жизни.
Скачать конспект
В нашем ДОУ прошли встречи в семейном клубе по темам: «Рководство для детей, у которых трудные родители», «Типы современной семьи, стили воспитания ребенка», «Эмоциональный мир ребенка младшего дошкольного возраста», «Любить ребенка как» (приложение 1); «Игры в которые играют…» (приложение 2); «Коррекция детско-родительских отношений», «Психологическое здоровье ребенка». «Поиграй-ка!» (совместно с детьми) и др. Основная цель мероприятий – создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений. При проведении мероприятий решаются следующие задачи: - реконструкция, оптимизация детско-родительских взаимоотношений средствами развития коммуникативных форм поведения, способствующих сомоактуализации и самоутверждению родителей; - просвещение родителей по внутрисемейным отношениям; - формирование навыков адекватного общения родителей с детьми. Перспективный тематический план работы психологического клуба для родителей «Дружная семейка»
Тема
|
Форма проведения
|
Вторая младшая группа
|
Адаптация ребенка к детскому саду или скоро, скоро в детский сад
|
Лекция для родителей
|
Мы учимся играть. Игротека
|
Занятие с элементами тренинга
|
Кризис ребенка трех лет. Как быть?
|
Семинар-практикум
|
Трехлетний ребенок. Личность?!
|
Диспут
|
Средняя группа
|
Эмоциональный мир ребенка дошкольного возраста
|
Занятие с элементами тренинга
|
Любить ребенка. Как?
|
Семинар-практикум
|
Игры, в которые играют… Семейная игротека
|
Занятие с элементами тренинга
|
Руководство у детей, у которых трудные родители
|
Круглый стол
|
Старшая группа
|
Типы современно семьи, стили воспитания ребенка
|
Диспут с практическими приемами
|
Коррекция детско-родительских отношений
|
Практикум с элементами тренинга
|
Воспитание детей с особенностями в поведении (тревожные, гиперактивные, агрессивные)
|
Занятие с элементами тренинга, просмотр фрагментов фильма «Дети с эмоциональными проблемами»
|
Воспитание мальчиков и девочек? Как оно должно быть?
|
Круглый стол
|
Подготовительная группа
|
Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе
|
Лекция с просмотром фрагментов фильма «Подготовка к школе»
|
Интеллектуальное и личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста через игры нового поколения
|
Семинар-практикум
|
Ребенок семи лет. Он уже взрослый?
|
Диспут
|
Я люблю свою семью
|
Круглый стол за чашкой чая.
|
Клуб работает четыре года. Его членами являются родители, бабушки и дедушки. Очень важно, что в работе психологического родительского клуба «Дружная семейка» существует обратная связь. Приложение 1 Встреча в семейном клубе «Любить ребенка. Как?» Цель: показать значимость гармоничного личностного развития дошкольников через общение со взрослыми. Обсуждаемые направления: - психологические особенности детей 4-5 лет; - общение в семье I. Приветствие (педагог-психолог рассказывает участникам немного о себе). II. Сообщение о психологических особенностях возраста. Дошкольный возраст – период активного освоения социального пространства. Ребенок постегает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, игровые отношения и общение со сверстниками. Во взаимоотношениях с другими людьми находится источник переживаний ребенка. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, структуру которой составляют: - роли которые на себя берут дети (продавец, врач и др.); - игровые действия, посредством которых дети реализуют себя в роли взрослых и отношения между ними; - игровое употребление предметов, при котором реальные предметы заменяются игровыми предметами (стул-поезд); - реальные отношения между играющими детьми, выражаются в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется ход игры. Влияние игры на психологическое и личностное развитие. 1. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Развиваются произвольное внимание и память. Потребность в общении со сверстниками вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, что требует специальных условий и целенаправленности. 2. развивается мышление – мысль происходит в действие в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. 3. В игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, их образы и действия, т.е. развивается воображение. 4. Влияет на развитие личности, так как ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения. 5. Развивается знаковая функция речи (предмет - знак - его наименование). 6. Способствуют развитию рефлексии как умению соотносить действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции – исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения. 7. Развиваются продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности: · умение воспринимать форму, цвет, величину, вес, температуру, свойства поверхности; · умение выделять соотношение звуков по высоте, ритмический рисунок музыки; · совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени; · ребенок учится внимательно слушать чтение литературы, рассматривать картинки; · ребенок учится самостоятельно мыслить, рассуждать, высказываться; · формируются целенаправленная сосредоточенность и запоминание; · ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, структурировать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании; · формируются действия воображения: замысел, образ, воображаемого предмета и действия с ним; · развивается словотворчество. III. Тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?» (Н.И. Дереклеевой). Если вы согласны с приведенными утверждениями, запишите себе 1 балл, если не согласны – 0 баллов. 1. Иногда немного жаль, что ребенок вырастает и становиться взрослым. 2. Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего не лжет, а фантазирует. 3. Современные школьные программы очень сложны. 4. Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому, что отцам свойственна излишняя строгость. 5. Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо его похвалить и за усилие. 6. Наивная непосредственность – достоинство детского возраста, а не недостаток. 7. Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник. 8. Многие детские шалости объясняются дурными влияниями сверстников. 9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые важнее недостатков. 10. Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы педагоги относились к нему доброжелательно. 11. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины прирожденные воспитатели. 12. В детстве всем необходимы заснятия спортом. 13. За семейным столом лучшие кусочки должны доставаться детям. 14. Детское непослушание часто возникает из-за того, что родители требуют от ребенка слишком много. 15. Повзрослев, ребенок неизбежно сталкивается в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры ограждать его от них. 15 баллов. Отец: вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает, продуктивна настроением, а не его поведением. Мать: вы очень любите ребенка, но забываете о том, что он вырастет, и должен будет решать свои проблемы самостоятельно. 8-14 баллов. Отец: не судите слишком строго своего ребенка. Мать: ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни. Менее 8 баллов. Отец: не судите слишком строго своего ребенка. Мать: вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения. IV. Упражнение «Портрет моего ребенка», обсуждение, составление группового портрета. Цель: помочь родителям увидеть положительнее стороны ребенка. Анализ полученных данных. Создание коллективного портрета. Написать в две колонки положительные и отрицательные качества ребенка. V. Обсуждение памятки для взрослых. Если вы хотите. Чтобы дети как можно раньше научились следовать вашим указаниям, управлять своим поведением, попытайтесь вводить в повседневную жизнь ребенка не очень сложные правила. Это поможет ему лучше ориентироваться в ситуациях, придаст уверенности, избавит вас от чтения бесконечных нотаций. Чтобы правила оказались более эффективными, следует учитывать некоторые условия: - правило должно быть конкретным; - одно и то же правило лучше повторять несколько раз; - правило должно быть не только произнесено, но и нарисовано: - повторяя правило, постарайтесь, чтобы, оно прозвучало не как приказ или указание, а как доброжелательный совет; - формулировка правила должна быть позитивной (лучше сказать: «Говори тихо», а не «Не кричи»); - обосновывайте для ребенка применение правила; - взрослые должны неукоснительно выполнять правила, веденные ими. VI. Безусловное принятие. Что это значит? Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, добросовестный, помощник и т.д.., а просто так, просто за то, что он есть. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» они небыли. Они у него возникли, значит для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие. VII. Игры для детей. Игра «Поймай зайчика» Цель: снять эмоциональное напряжение, излишнюю двигательную активность. Солнечные зайчики – Прыг, прыг, скок. Прыгают, как мячики, Прыг, прыг, скок. Взрослый показывает ребенку солнечного зайчика на стене, обращает внимание на то, как он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает. Иногда зайчик устает, прячется в норку и засыпает. Игра «Волшебное зеркало» Цель: отработать навыки взаимодействия взрослого и ребенка; развивать воображение, ориентировку в пространстве и на своем теле, умение повторять движение взрослого. Ну-ка, зеркальце, смотри, Все нам верно повтори. Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной. Взрослый показывает движение, ребенок должен его повторить. Игра «Покажи нос» Цель: развивать представления и воображения ребенка. Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте, И за мной не повторяйте, Что я вам сейчас скажу И при этом покажу. Взрослый, называя части тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это, и не повторить ошибку. Игра «Ласковые лапки» Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие, гармонизировать отношение между взрослым и ребенком. Взрослый подбирает несколько (6-7) мелких предметов различной фурнитуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Выкладывает их на стол, ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» т.е. предмет, прикасался к руке. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант: «зверек» может прикасаться к щеке, ладоням, колену. Игра «Разговор с руками» Цель: научит детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал, или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести свою руку на листе бумаги. Затем, предложить обвести ладошки – нарисовать им глазки, ротик, носик и раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросить: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, взрослый должен сам проговорить диалог. При этом можно сказать, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру можно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласиться на условия, то через заранее обговоренное время необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и хозяина. VIII. Прощание участников клуба. IX. Заполнение листа отзывов. Приложение 2 Семинар – практикум в семейном клубе «Игры, в которые играют…» Цель: - расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми дошкольного возраста. Задачи: - развитие коммуникативных навыков адекватного общения с окружающими миром; - создание благоприятного психоэмоционального климата при общении членов клуба «Дружная семейка»; - формирование чувства доверия к участникам; - развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению; - оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений. Педагог-психолог Дорогие родители хотели бы иметь какой-то один универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. Однако такого рецепта нет и не может быть. В наши дни все больше растет понимание того, что процесс воспитания формируется не только родителями. На него воздействуют и сами дети своим характером, темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Взаимодействие детей и родителей – неотъемлемая сторона семейного общения. Несложные игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на детских домашних праздниках. Упражнение «Я и мои эмоции» На карточках изображены различные, эмоциональные состояния человека. Ребенку предлагается выполнить несколько простых упражнений для развития мимических мышц лица. Игра направлена на изучение и осознание ребенком мимических мышц лица и связанных с их движением эмоциональных выражений, тренировку выразительной мимики. Игра «Настроение» В игре участвуют двое или более детей. Они садятся в круг. Взрослый бросает мяч одному из детей, называя при этом какое-либо при этом настроение или эмоцию. Ребенок возвращает мяч обратно, называя противоположное настроение. Например: веселый-грустный, добрый-злой, теплый-холодный, ясный-темный (мрачный), молчаливый-общительный, тихий-шумный. Игра «Испорченный телефон» Это всем известная игра создает радостное настроение и способствует теплому общения между людьми. Игра «Угадайка» Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает, какой - либо предмет (мяч, лягушку, машину, поезд, бабочку и т. д.) Названия изображаемых предметов можно написать на отдельных карточках и доставать их из чудо - мешочка. Это упражнение поможет ребенку осознать возможности и богатство «бессловесных движений» как у себя, так и научиться понимать их у других людей. Упражнение «Знакомство с друзьями» Каждый участник называет свое имя и говорить, что он больше всего любит. В этом упражнении дети учатся устанавливать доверительные отношения между людьми, создавать атмосферу сотрудничества. Игра «Запомни звуки» Нужно приготовить коробку с различными шумовыми предметами, которые своим звучанием знакомы детям. Звуки можно «зарисовывать», угадывать или просто повторять, то, что звучало (несколько предметов). Эта игра научит детей концентрировать внимание, развивает слуховую память. Игра «Аукцион» Взрослый предлагает участникам игры называть предметы, имеющие один одинаковый признак, например: круглый стол, круглая тарелка и т.д. Когда темп игры замедляется, взрослый считает: «круглый - раз!., Круглый – два!., «круглый – три!» Выигрывает тот, кто последний назовет заключительный предмет. Игра создает здоровый эмоциональный подьем в группе людей. Игра «Спичечный узор» Нужно взять три спички (или 4-5), бросить их на стол, запомнить узор и вместе с ребенком постараться выложить такой же, но первый предварительно прикрыть листом бумаги. Игра развивает произвольность, внимание, мелкую моторику, пространственные представления и взаимодействие между родителем и ребенком. Игра «Апельсин» Две команды передают подбородком апельсин. Команда, передавшая апельсин первой, побеждает. Необходимое условие: нужно встать – ребенок, взрослый, ребенок и т. д. В игре развивается эмпатии, взаимопомощь, возникает положительный эмоциональный настрой. Игра «Скажи другому комплимент» Участники высказывают комплименты о характере, внешности, способностях и других качествах друга.
|