Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка
Психология
Автор: Анастасия Зубаирова   
05.06.2014 23:30

Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка«Сотрудничество детского сада и семьи в развитии «особого» ребенка»
Семья – это первый социальный институт в жизни ребёнка. Но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить особые образовательные потребности ребёнка, имеющего проблемы в развитии.
С каждым годом число «особых» детей увеличивается, по данным исследований, сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию [6]. При наличии у ребенка серьезных нарушений в развитии семья нередко попадает в длительную психотравмирующую ситуацию и очень нуждается в помощи.
В нашем детском саду компенсирующего вида по инициативе родителей в 2007 году открылась специализированная группа для детей, имеющих сложные сочетанные дефекты. Специализированную группу посещают 11 «особых» детей, 10 из которых имеют статус инвалида.  Под понятием «особый» ребенок  мы подразумеваем детей, имеющих различные нарушения в развитии и их сочетания: задержка психического развития, синдром раннего детского аутизма, детский церебральный паралич, эпилепсия. Впервые в практике нашего города «особые» дети посещают МБДОУ в течение целого дня под сопровождением воспитателей, дефектолога, логопеда, психолога, врача-педиатра.

Скачать конспект


Рассматривая социальный статус семей поступивших детей, мы обратили внимание на то, что семьи не обладают опытом воспитания детей (т.к. поступившие дети – единственные), ни педагогическим образованием и это создает у них дополнительные трудности в воспитании и развитии «особого» ребенка. А.А. Сагдулаев  отмечает, что семья имеющая «особого» ребенка переживает серию кризисов обусловленных как субъективными, так и объективными причинами. При этом семьи, имеющие лучшую психологическую и социальную поддержку, преодолевают эти кризисные состояния легче [1]. Диагностика, проведенная нами родителей поступивших детей, подтвердила, что взаимоотношения в семье нарушены не только с ребенком, но и между супругами. Исходя из этого, мы организовали комплексную психолого-медико-педагогическую помощь в воспитании и развитии «особого» ребенка, а также психологическую помощь родителям с целью гармонизации внутрисемейных взаимоотношений (мать-ребенок, отец-ребенок, мать-отец, семья-социум). Для этого нами была разработана программа, которая состоит из трёх этапов:
I этап – подготовительный
II  этап – практический
III этап– контрольно-аналитический
На I этапе – подготовительном – была проведена диагностика внутрисемейных взаимоотношений с  помощью следующих методик:
1. Шкала степени отверженности ребёнка в семье (А. Баркан) [4];
2. Социограмма «Моя семья» (по Э.Г. Эйдемиллеру) [2];
3. «Экспресс-диагностика семейного состояния» (Р.В. Овчарова) [5];
4. Тематический опросник В. В. Ткачевой [3].
На II  этапе – практическом – эффективными формами работы с семьями результаты итогам являются:
- групповые и индивидуальные занятия с родителями, направленные на обучение родителей проведению занятий, игровой деятельности со своим ребёнком. Организация занятий осуществляется в рамках клуба «Играй-ка»;
- консультации, семинары – практикумы, тренинговые занятия направленные на повышение психоло-педагогической компетентности родителей,  адекватного восприятия «особого» ребёнка, гармонизации семейных отношений. Реализация проходит в рамках клуба «Молодая семья»;
- заседания клуба «Сотрудничества» с целью создания условий для реализации идей молодых семей, имеющего «особого» ребёнка способствующих проявлению их творческих способностей, полноценному общению;
- совместные праздники, утренники, развлечения, способствующие установлению эмоционального контакта родителя и ребёнка, в результате чего у малыша возникает чувство психологической защищённости и психологического комфорта;
- взаимодействие медицинского персонала с родителями: консультации врача-педиатра, врача-психиатра, организация «Астма – школы», где родители получают информацию о заболевании, выполняют практические задания врача-аллерголога;  посещение занятий лечебной физкультуры, а также различных назначенных процедур.
На III этапе - контрольно-аналитическом мы подводим итоги нашей работы.
У большинства родителей началась социально-психологическая адаптация всех членов семьи, вызванного принятием дефекта ребёнка, взаимоотношения стали более благоприятные, комфортные, семейная тревожность снизилась. Работа с родителями способствовала динамике развития детей, которые освоили социально-бытовые навыки (самостоятельно кушать, одеваться, мыть руки и т.п.),  обучились игровой деятельности, глобальному чтению,  у детей увеличился словарный запас.
Результаты анкетирования семей показывают, что родители в высокой степени удовлетворены от пребывания ребенка в детском саду, они отмечают, что посещение специализированной группы улучшили их взаимоотношения с ребенком. Работа, организованная с семьей, помогла гармонизировать внутрисемейные взаимоотношения,  принять ребенка такой, какой он есть, видеть в нем хорошее, не стыдиться, что ребенок «особый».
Зубаирова А.С., педагог-психолог, социальный педагог,
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 16 «Золотой ключик», ХМАО-Югра, г. Урай
Список литературы:
1. О проблемах отношений в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии [текст] / А.А. Сагдуллаев. – Дефектология. 1996. №5 с. 75-78.
2. Психология и психотерапия семьи [текст] /  Э.Г. Эйдемиллер,     В. Юстицкис. – СПб: Питер, 2001. - 656 с.
3. Психокоррекционнная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений [текст] / В.В. Ткачева. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64 с.
4. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребёнка [текст] /  А.И. Баркан. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.- 260 с.
5. Практическая психология в начальной школе [текст] / Р.В. Овчарова. - М.: 1999. – 256 с.
6. Сборник программно-методических материалов для повышения квалификации специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [текст] / Сост. З.П. Антонова, У.В. Косарёва, Н.Н. Матвеева; Под ред. Е.Я. Когана, В.А. Прудниковой. – Самара: ООО «Офорт», 2008. – 295 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год