Использование МАК карт в работе педагога-психолога с дошкольниками ОВЗ. |
Психология | |||
Автор: Чурикова Мария Валерьевна Воложенина Оксана Юрьевна | |||
19.10.2024 19:54 | |||
Использование МАК карт в работе педагога-психолога с дошкольниками ОВЗ.
город Новокузнецк. Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед нами задачипо сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. И наша цель обеспечить все условия для всестороннего развития каждого ребенка, ориентируясь на его индивидуальные особенности. Поэтому необходимо внедрять новые, интересные, современные, но в тоже время эффективные методы и приемы, которые позволят работать с детьми с разными категориями здоровья.
У детей с ОВЗ отмечаются:
Поскольку с таким детям зачастую легче работать, когда присутствует наглядно – практическая опора и развернутость инструкции — мак карты здесь являются эффективным инструментом диагностики, коррекции и незаменимым помощником в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Преимущества применения МАК при работе с детьми:
На сегодняшний день используется целый ряд детских метафорических ассоциативных карт. И с одной из них мы хотимВас познакомить. Метафорические ассоциативные карты клинического психолога Евгении Ганиной «Эмоцарики». В колоде 113 картинок с изображением героев с разнообразными эмоциональными состояниями. Которые живут в нашем внутреннем мире и с кем мы периодически встречаемся в разных жизненных ситуациях. Нет «плохих» или «хороших» эмоций. Все они нужны и важны в жизни человека. Мы не можем запретить себе чувствовать ту или иную эмоцию, но мы можем научиться их распознавать, анализировать и экологично проявлять. Работа с данным комплектом карт направлена на помощь:
Эффективность результатов работы с этой колоды заключается в том, что в ее создании были заложены научные концепции:
Упражнения 1. «Мои знакомые Эмоцарики» Цель: знакомство ребенка с разными эмоциями, их названием, анализ ситуаций, в которых они проявляются. Ребенку предлагается в открытую выбрать 3 карты, которые привлекли его внимание больше всего. Задаем вопросы: Почему именно эти карты приглянулись? Знаком ли ты с этими Эмоцариками? Когда ты встречался с ними, что это были за ситуации? Что ты чувствовал? Что хотелось сделать? 2. «Кто на меня похож?» Цель: знакомство со своим внутренним миром, поиск сходства с персонажами на картах. Анализ и оценка состояний, эмоций и проявлений ребенка в различных ситуациях. Ребенку предлагается в открытую выбрать 3 карты Эмоцариков, которые, по его мнению, похожи на него больше всего. Задаем вопросы: Чем похожи на тебя выбранные Эмоцарики? Какие эмоции и чувства они выражают? Из-за чего они это испытывают? Нравятся ли они тебе? 3. «Приключение Эмоцариков» Цель: анализ эмоциональных состояний, развитие вербального воображения и творческого мышления. Ребенку предлагается выбрать в закрытую одну или несколько карт и составить сказку/рассказ, который начинается со слов: «Жил – был… Больше всего на свете он любил… Однажды он встретил…, который в это время… Вместе они решили… Для того, чтобы… Для этого им понадобилось… и они… Все закончилось тем, что…». В конце помочь ребенку сделать вывод из этой истории. 4. «Корзинки эмоций» Цель: разбор способов переориентирования негативного эмоций на позитивные. Ребенку предлагается 2 заранее отобранных набора карт с негативными и позитивными Эмоцариками. Ему необходимо подобрать кантонимы негативным эмоциям. Можно обсудить, что могло бы им помочь стать позитивными? Дошкольное детство волшебное время, все дети любят и принимают сказки, сказочныеистории, а если она сопровождается еще и картинкой, то она в тысячу раз интереснее. Метафорические ассоциативные карты-это чудесный, бережный, работающий инструмент в исследовании, коррекции, профилактики, развитии дошкольников. Используя с детьми МАК, мы будто играем в их игру, со своими правилами. Поэтому дети не ставят непробиваемые барьеры, а погружаются в процесс. И изменения не заставляют себя долго ждать…
|