«Психологическое здоровье дошкольника. Что ему угрожает?» |
Психология | |||
Автор: Карпухина Елена Алексеевна Щербинина Светлана Николаевна | |||
21.10.2024 15:14 | |||
«Психологическое здоровье дошкольника. Что ему угрожает?» Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Здоровье является условием успешного функционирования жизнедеятельности человека. Так как здоровье рассматривается на всех уровнях существования человека (биологический, психический, социальный), то оно выступает предметом исследования различных научных дисциплин: анатомии, медицины, психологии, социологии, философии. Среди характеристик и критериев психического здоровья особое значение придается ее гармоничности, уравновешенности, степени ее интегрированности, ориентации на саморазвитие, духовности. Данные характеристики описывают здоровую личность в рамках психологического подхода. Такие характеристики здоровой личности Б.С. Братусь назвал описательными критериями психического здоровья (Б. С. Братусь, 1988).
Психологический компонент здоровья включает здоровье как индивидуально-психологический феномен и опосредуется системой ценностей личности, в том числе морально-нравственными и религиозными. Психологическое здоровье подразумевает возможность человека ставить достижимые смыслообразующие цели и реализовывать их, осуществляя саморегуляцию и согласовываясь с требованиями социокультурной и природной среды. Психологически здоровая личность – это личность, способная справляться с внутриличностными конфликтами. Психологическое здоровье является важнейшей составляющей здоровья человека, и представляет собой процесс развития в направлении достижении человеком своей сущности и самоактуализации. Впервые термин «психологическое здоровье» был введен И.В. Дубровиной, которая рассматривала аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной взаимосвязи с высшими проявлениями человеческого духа. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и социального. Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром. Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому, конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику. Специфика психологического здоровья ребенка. Ряд авторов, изучая психологическое здоровье в период детского онтогенеза, делает акцент на следующих показателях психологического здоровья личности: тревожность; характер общения со сверстниками; агрессивность, мотивация, самооценка (А. В. Шувалов, В.Э. Пахальян, И.В. Дубровина). Так как психологическое здоровье подразумевает наличие подвижного равновесия между индивидом и средой, то в качестве основного критерия можно выделить адаптацию ребенка к социуму. Опираясь на это положение, выделяют несколько уровней психологического здоровья ребенка:
Выделение данных уровней психологического здоровья позволяет дифференцировать психологическую работу с детьми и использовать различные методы работы. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, в то время как дети третьей группы нуждаются в серьезной индивидуальной коррекционной работе. К психологическим аспектам здоровья можно отнести эмоциональное, интеллектуальное и душевное самочувствие. Рассмотрим данные аспекты. Интеллектуальный аспект выражается в развитии процессов мышления, памяти, речи. Дошкольный возраст ребенка характеризуется переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Данное развитие мышления способствует освоить новые виды деятельности – игровую, конструктивную, изобразительную. Развитие мышления неразрывно связано с развитием речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности. У ребенка обогащается словарный запас, формируется грамматический и лексический строй речи. Ребенок может не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, порассуждать о природе, о себе, своих действиях, о своем месте в мире. Эмоциональный аспект выражается в благополучном эмоциональном состоянии ребенка. Известно, что дошкольный возраст характеризуется сильной эмоциональной зависимостью от матери и взрослого. Именно от них и благодаря им ребенок развивается, впервые слышит человеческую речь, постигает сложную систему человеческих взаимоотношений. Эмоциональная депривация способствует нарушению адаптации ребенка, провоцирует психоневрологические нарушения. Доказано, что дети, которые лишены возможности полноценного эмоционального общения с матерью, во многом отстают от своих сверстников в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии. Такие дети начинают поздно говорить, ходить, их игровая деятельность характеризуется бедным сюжетом и однообразием, часто наблюдаются предметные манипуляции. Дети пассивны, нелюбознательны, они не владеют навыками общения с другими детьми и взрослыми. Таким образом можно увидеть, что эмоциональное общение ребенка со взрослым является основополагающим и ключевым для психического развития и психологического здоровья. Душевный компонент характеризуется состоянием общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватное поведение. К признакам душевного неблагополучия можно отнести:
Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности. Задачи психологической поддержки детей:
Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т.д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога. Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции. Список литературы
|