Рисуночные пробы в диагностике и коррекции детско-родительских отношений. |
Психология | |||
Автор: Бардаченко Евгения Александровна | |||
05.06.2024 20:59 | |||
Рисуночные пробы в диагностике и коррекции детско-родительских отношений. Бардаченко Е.А., педагог-психолог МБДОУ ГДС «Радуга» Задачи психологической диагностики детско-родительских отношений имеют специфику в разных видах практической деятельности психолога. В работе психолога-консультанта круг задач взаимодействия психолога и ребенка по поводу нарушения детско-родительских отношений определяется следующим содержанием. Во-первых, в ситуациях консультирования не всегда выдерживается принцип добровольного участия самих детей, так как инициаторами запроса часто являются родители. Поэтому первая задача, стоящая перед психологом при организации обследования ребенка, состоит в установлении с ним положительного эмоционального контакта и взаимопонимания. Во-вторых, консультанту необходимо зафиксировать ситуацию, сложившуюся в данной семье, не только объективно, но и субъективно, с позиции входящих в эту ситуацию членов семьи. В связи с этим перед психологом в этом плане стоит задача построения стереоскопического анализа детско-родительских отношений и прежде всего описанных глазами самого ребенка.
В-третьих, психологу-консультанту, как правило, приходится работать с заявленными, декларируемыми проблемами родителей в отношении ребенка. Поэтому задача консультанта – поиск диагностических средств, позволяющих расширить рамки консультативного взаимодействия с целью выхода на истинные причины, определившие данную ситуацию. Таким образом, консультативная работа с детьми, испытывающими переживания своих взаимоотношений с родителями, требует методических приемов, обеспечивающих установление продолжительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможной актуализация и свободное полное обсуждение конкретных переживаний ребенка по поводу его затруднений. Для работы с детьми наиболее эффективным является применение проективных методов, с помощью которых можно одновременно решать как диагностические, так и коррекционно-терапевтические задачи. Так, рисуночная диагностическая методика (рисунок «Моя семья» и его модификации), беседы, опосредованные графическими приемами ( «Моя квартира (дом)» Т.Ю. Андрущенко, «Два дома» А.Л. Венгера и др.) могут быть успешно применены в работе с детьми дошкольного возраста, которые недостаточно хорошо владеют речью и не имеют опыта общения по поводу психологического содержания взаимодействия. Рисуночные диагностические пробы, подчиненные целям консультативного процесса и органично включенные в динамику коммуникативных взаимодействий психолога и ребенка, выступают средством для «запуска» основного процесса беседы. В ходе взаимодействия психолога и ребенка появляется возможность сформулировать уточняющие, стимулирующие, расширяющие тему обсуждения вопросы. Таким образом, включение в практику консультирования рисуночных проб позволяет опосредованно подготовить ребенка к обсуждению его актуальных переживаний, снять личностные защиты, а также организовать поиск средств разрешения затруднений. И, наконец, рисунок документально сохраняет результаты беседы, позволяет возвращаться к нему, сравнивать с ним промежуточные этапы психокоррекционной работы.
|