Особенности взаимодействия педагога с детьми со сложной структурой дефекта |
Психология | |||
Автор: Семенова Ирина Анатольевна | |||
08.06.2024 15:37 | |||
Особенности взаимодействия педагога с детьми со сложной структурой дефекта Семенова И.А. В последние десятилетия происходит значительное увеличение числа детей с различными нарушениями развития. Принцип инклюзии в образовании требует от педагогов готовности работать с такими детьми. Особую сложность составляет смешанный характер заболеваний, предусматривающий со стороны педагога применение определенных форм и методов работы. В этой связи перед специалистами появляются новые задачи, связанные с формированием эффективного взаимодействия и обучения таких детей. При этом исследований, которые позволяли бы выявить специфику взаимодействия педагога с детьми со сложной структурой дефекта, на сегодняшний день, крайне мало.
На основании положенияЛ. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка (структура дефекта), теоретических положениях о специфике онтогенеза детей с нарушениями развития (В. И. Лубовский, М.С. Певзнер, В.В, Лебединский и др.) была выдвинута гипотеза, согласно которой педагоги, работающие с детьми со сложной структурой дефекта, в большей степени склонны при взаимодействии использовать дисциплинарные и авторитарные формы воздействия на детей, чем педагоги, работающие с нормотипичными детьми. Для проверки нашего утверждения было организовано и проведено эмпирическое исследование, целью которого стало выявить особенности взаимодействия педагога с детьми со сложной структурой дефекта. Базой исследования послужил Семейный центр, расположенный на территории Московской области. Для контрольной группы мы взяли педагогов групп детского сада г. Москва, работающих с детьми без особенностей в развитии. Участниками исследования выступили 20 воспитателей: 12 педагогов работают с детьми со сложной структурой дефекта в возрасте от 0 до 7 лет; 8 воспитателей работают с детьми от 2 до 7 лет без особенностей развития. Все испытуемые педагоги имеют соответствующее образование (высшее педагогическое или средне-специальное). Таблица 1. Численный состав педагогов согласно возрасту, стажу и уровню образования В качестве основных методов изучения применялись анкетирование и опрос, которые проводились очно и онлайн с помощью google-формы. Использовались следующие методики:
Согласно нашему опросу по анкете «Формы воздействия педагогов на детей в образовательном процессе», частота использования педагогами либеральных и авторитарных форм воздействия на детей выглядит следующим образом: Частота использования педагогами либеральных и авторитарных форм воздействия на детей в зависимости от возраста и стажа показана на рисунках 2 и 3. Согласно результатам методики диагностики ориентированности воспитателей на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми (В. Г. Маралов) данные можно представить следующим образом: Частота встречаемости личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной моделей взаимодействия педагога с детьми в зависимости от возраста и стажа показана на рисунках 5 и 6. Согласно результатам диагностической методики (А. И. Григорьева) профессиональная позиция педагога с учетом возраста и стажа выглядит следующим образом: Какие значимые различиямы обнаружили в особенностях профессиональной позиции (методика А.И. Григорьевой) Для педагогов детского садаболее выражено:
Педагоги в возрасте до 40 лет и стажем до 20 летболее выражено:
Подводя итог нашему исследованию, можно сделать следующие выводы:
|