«Трудное поведение» (учебно-методическое пособие) |
Психология | |||
Автор: Лебедева Сауле Тлектесовна | |||
19.03.2024 06:42 | |||
«Трудное поведение» (учебно-методическое пособие) Причины. Действия педагога с некоторыми категориями детей. Выполнила педагог-психолог «ЦССВ № 10»: Лебедева Сауле Тлектесовна Цель: расширение знаний о причинах и признаках трудного поведения, а также инструменты реагирования на трудное поведение некоторых категорий детей Задачи:
Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio – отклонение.
Отклоняющееся, девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. 3 общие основные причины
Травля (буллинг) — это систематическое и целенаправленное эмоциональное и/или физическое агрессивное поведение группы или человека при поддержке группы по отношению к другому человеку. Травля возникает при условии неравенства сил агрессора и жертвы. Это значит, что ребенок, который стал жертвой, не может справиться с этой ситуацией самостоятельно. Существует несколько видов травли: 1. Прямая: человека пинают, толкают, бьют, отбирают и/или портят личные вещи, обзывают, дразнят.2. Косвенная: распространение слухов и сплетен, бойкотирование и игнорирование. 3. Кибербуллинг: травля с использованием электронных ресурсов и социальных сетей. Травля — не проблема конкретных людей. Травля — это всегда проблема группы. Ответственность и задача взрослого — научить детей взаимодействовать друг с другом на равных, а не на основе позиции власти и подчинения. Буллинг. Инструкция
Ябедничество — это обращение ребенка ко взрослому за помощью в ситуации несоблюдения правил или несправедливости. Поэтому мы не считаем ябедничество трудным поведением. Спокойно выслушайте ребенка. Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами тем, что его тревожит. Постарайтесь выяснить, почему он обращает внимание на эту ситуацию (необходимо ли ему сочувствие, поддержка или восстановление справедливости?). Если ребенок нуждается в поддержке — выслушайте его, назовите чувства, которые он испытывает. Ребенок может обращать ваше внимание на несоблюдение правил — взрослый является гарантом их соблюдения. Вам необходимо понять, действительно ли они нарушены, и вернуть ребенку уверенность в том, что правила работают для всех. Если ребенок не знает как поступить в какой-либо ситуации — совместно с ним придумайте алгоритм действий. Некоторые дети могут часто обращаться к вам для решения проблем. Помните, что нет задачи все сделать и решить за ребенка. Важно выслушать, поддержать и помочь придумать алгоритм, которому можно следовать. Предложите действовать по нему самостоятельно. Вербальная и/или физическая агрессия — это основанное на выражении сильных эмоций поведение, которое причиняет боль другому человеку или наносит ущерб его/ее вещам и вызывает психологический дискомфорт (напряженность, переживания, страх, беспомощность). Поэтому у учителя нет задачи запретить ребенку выражать злость. Злость — это нормально. Основная цель взрослого — помочь ребенку освоить приемлемые способы выражения эмоций. Вербальная и/или физическая агрессия инструкция
СДВГ или синдром дефицита внимания и гиперактивности — это нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка, которые влияют на его возможность концентрироваться, планировать и контролировать себя. Невнимательность Гиперактивность Импульсивность Невнимательность включает в себя все аспекты, связанные с управлением вниманием. Это когда ребенок: Легко и быстро отвлекается, особенно внешним факторами. Не может ни на чем долго концентрироваться. Не может довести дело до конца. Все время забывает что-то или теряет вещи. Гиперактивность означает сложности с контролем собственного тела. В этом случае ученик: Начинает совершать суетливые движения. Много говорит и не может дослушать собеседника. Постоянно пытается находиться в движении, даже когда это не очень приемлемо. Импульсивность — эта особенность детей с СДВГ хорошо описывается фразой "действую быстрее, чем думаю, потому что не могут ждать". Такой ребенок: Не может дождаться своей очереди. Интенсивно выражает свои эмоции. Вмешивается в разговоры других. Гиперактивность. инструкция Минимизируйте отвлекающие факторы Напишите план урока. Добавьте физическую активность Разнообразьте форматы. Давайте понятные и короткие инструкции. Обращайте внимание и реагируйте на состояние ребенка Отмечайте успехи. Наладьте сотрудничество с родителями. Упростите домашние задания Активный отказ — это ситуация, в которой ученик открыто демонстрирует, что не будет выполнять задание. Как это может выражаться?Прямое заявление: “Я не буду/не хочу это делать”.Обесценивание: “Это скучно/неинтересно/фигня вообще какая-то”.Создание себе более интересной активности и вовлечение в нее других одноклассников (соседа по парте, например), что мешает основному учебному процессу. Трудности, о которых ученик пытается сказать через активный отказ, могут быть очень разные. Например:
Активный отказ
Если ребенок систематически отказывается выполнять задания:
Пассивный отказ может проявляться так: например, ученик:Молчит и ничего не делает.Говорит, что сделает задание, но в итоге не делает.Не вовлекается в активности на уроке, не тянет руку, хотя, скорее всего, знает ответ, выходит в туалет, когда нужно выполнять задание.Готовится к уроку (и учитель об этом знает), но никогда не отвечает. Но причин пассивного отказа на самом деле значительно больше, и они в какой-то степени пересекаются с причинами активного отказа:
Пассивный отказ Инструкция:
Мотивация — это движущая сила, которая заставляет нас что-то делать или чего-то не делать. Американский психолог Джон Аткинсон предложил различать два вида мотивации: мотивацию достичь успеха и мотивацию избежать неудачи.
Мотивация на избегание неудачиГлавное для человека с такой мотивацией — не совершить ошибку. Он заранее уверен, что у него ничего не получится, поэтому лучше оставить чистый лист, чем написать и зачеркнуть, лучше промолчать, чем сказать глупость, лучше не пытаться выполнить задание, чем попробовать и не справиться. с таким типом мотивации нет связи между усилиями и результатом. Они верят, что успех зависит от чего угодно (настроения учителя, сложности задания, способностей), но не от их действий. Как работать с детьми, избегающими неудач?
Задание 1 Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях? 1/ Ребёнок просит разрешения выйти в туалет через 5 минут после начала урока и не возвращается, пока не закончится проверка домашнего задания -Бей -Беги -замри Задание 1Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях? 2. Ребёнок систематически прогуливает уроки одного и того же учителя -Бей -Беги -замри Задание 3 Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях? 3. Учитель задаёт вопрос, а ребёнок молчит -Бей -Беги -замри Задание 4 Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях? 4. . Ребёнок хамит учителю, прямо заявляет, что не будет выполнять задание -Бей -Беги -замри Задание 5 Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях? 5. Ребёнок говорит, что ему всё понятно, но допускает ошибки, которые явно говорят, что это не так -Бей -Беги -замри Задание 6 Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях? 6. Ребёнок отказывается признать, что списал работу у одноклассника -Бей -Беги -замри Задание 7Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях? На разные расспросы учителя ребенок отвечает одним и тем же словом, глядя как будто “сквозь” вас -Бей -Беги -замри Задание 8Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях? 8. Ребёнок регулярно сильно опаздывает или находит предлоги, чтобы уйти с урока пораньше -Бей -Беги -замри Задание 9Какую из трёх реакций на стресс демонстрирует ребёнок в предложенных ситуациях? 9. Ребёнок много оправдывается, если учитель спрашивает его о причинах невыполнения задания -Бей -Беги -замри Задание 10Выберите формулировку, подходящую для обратной связи родителям ученицы. В этой четверти у нас был концерт на 14 февраля и выставка плакатов к неделе химии в школе. Марина не участвовала в этих проектах, кажется, ей пока комфортнее работать в одиночку. Предложу ей провести урок на неделе самоуправления для младших классов — может быть, ей понравится эта идея Марина постоянно отказывается участвовать в школьных активностях. Как странно, она же такая активная девочка — она же умеет и петь, и рисовать! Задание 11 Учитель предлагает два варианта домашнего задания: решить задачу или составить свою собственную по теме урока. Соотнесите ответы детей на предложение учителя с типом мотивации, которая ими движет. "О! Составлять задачи я ещё не пробовал! Интересно!"
"Попробую хотя бы решить, чтобы засчитали домашнее задание"
Задание 12 Выберите для каждого типа поведения ребенка вариант ответа на вопрос: какая мотивация движет ребенком во время групповой работы? Берёт на себя роль лидера, принимает решения, вызывается презентовать работу
Отмалчивается, выбирает роль, не связанную с принятием решений, или не участвует в обсуждении, или обесценивает задание (“глупое задание, не хочу в этом участвовать”)
Задание 13 Какие действия я могу делегировать ребёнку? Следить за соблюдением расписания (“хранитель времени”) Напоминать об оставленных вещах Придумывать способ приветствия или разминку Раздавать материалы для занятия Напоминать о предстоящих днях рождения Принимать решение о последствиях нарушения правил класса Решать, какую оценку поставить однокласснику Придумывать, чем заняться на уроке Проверять работы одноклассников Вывод При взаимодействии учителя на уроке с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям: сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета; помнить, что ребенок имеет право на ошибку; ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно ее оспорит; использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физминуток; учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста; необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения девиантного ребенка; учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.; не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь; не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам; нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность — это следствие враждебности, а урок — не поле битвы.
|