Меры профилактики профессионального выгорания педагогов |
Психология | |||
Автор: Тыщук Наталья Вячеславовна | |||
07.02.2024 23:40 | |||
Меры профилактики профессионального выгорания педагогов Специфика работы педагогов с ее высокой эмоциональной включенностью, большим числом социальных контактов и ответственности, оказывает серьезное влияние на подверженность данной профессии профессиональному выгоранию. Синдром профессионального выгорания — состояние физического, эмоционального и умственного истощения тех людей, чья деятельность невозможна без общения. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующего «выхода». Оно ведет к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов человека.
Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах [1]. Синдром профессионального выгорания развивается поэтапно, согласно определённым фазам: 1. Предупреждающая фаза:
2. Снижение уровня собственного участия:
3. Эмоциональные реакции:
4. Фаза деструктивного поведения:
5. Психосоматические реакции – снижение иммунитета, отсутствие способности к релаксации в свободное время, тахикардия, головные боли. 6. Разочарование – отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние, безысходность [1]. Особенностями профессионального выгорания педагогов является эмоциональная сухость педагога, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненность, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся. [2]. "Болезнь лучше предупредить, чем ее лечить", это выражение подходит и для профессионального выгорания. Что-же нужно делать педагогу, для снятия эмоционального перенапряжения и профилактики выгорания? Используя методы релаксации, саморегуляции, может ликвидировать первые симптомы синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция необходима, чтобы успокоиться, восстановиться и активизироваться. Можно использовать следующие способы саморегуляции:
Также своевременная профилактика выгорания включает в себя следующие приемы:
Цветотерапия относится к популярным направлениям психотерапии. Научное обоснование использование цвета получило в середине XIX в., благодаря опытам французского астронома Флариммона. Он исследовал влияние цвета на растения. В России тоже был ученый, который внес свой вклад в теорию цветотерапии. Это известный психоневролог В.М. Бехтерев. Он установил, что розовые и красные цвета возбуждают и способны вывести из депрессии, а синий и голубой успокаивают, вызывают реакцию торможения. Сегодня научно доказано, что у каждого цвета определенная длинна волны. Поэтому электромагнитное излучение воспринимается не только глазами, но и кожей. Более того, каждый орган человеческого тела «работает» на определенной электромагнитной частоте, изменение этой частоты приводит к изменениям в функционировании органа.
Но цвет не только лечит, он может и навредить, если его применять неправильно. Противопоказанием к применению следующих цветов являются:
история ароматерапии начинается с глубокой древности. Древние греки, египтяне использовали ароматы в течение всей жизни для того, чтобы сохранить свое здоровье, красоту и молодость. В древнем Китае, Индии перегонка паров растений была поставлена на высокий уровень. Секреты выработки эфирных масел сохраняли и передавали от родителей к детям. Сейчас ароматерапия- одна из популярных, развивающихся областей психотерапии. Ароматерапия-это наука и искусство влияния ароматов на психологическое и физическое состояние человека. Способы распространения эфирных масел различные: ингаляции, ванны, компрессы, растирания, массаж, точечный массаж. Эфирные масла оказывают влияние на эмоции человека. Каждому эфирному маслу свойственно определенное действие. Ароматы которые применяются при:
Список литературы:
|