Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ТРЕНИНГ КРЕАТИВНОСТИ
Психология
Автор: Мазепова Наталья Владимировна   
06.02.2024 09:39

ТРЕНИНГ КРЕАТИВНОСТИТРЕНИНГ КРЕАТИВНОСТИ

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ д/с №21 Н.В. Мазепова 2023

Цель: актуализация и развитие творческого, креативного потенциала участников тренинга.

Задачи:

  • формировать потребность в креативном подходе к решению различных жизненных задач, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления;
  • вовлекать участников тренинга в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
  • создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Материалы и оборудование: 3 предмета для рекламы (аудиокассета, пустая консервная банка, втулка от использованного скотча); бумага форматов А4 и А3; ножницы; клей; цветные карандаши, фломастеры; скрепки; 5 наборов деревянного строительного материала; газеты и журналы; вырезанные из бумаги шляпы 6 цветов по количеству участников; цветные фишки, картинки для деления на команды.

ХОД ТРЕНИНГА

Ведущий:

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

Творческое начало есть в каждом человеке. Оно помогает находить интересные нетривиальные решения, создавать новое, выявлять закономерности и несоответствия, реализовываться. Однако если креативность не развивать, со временем она угаснет.

Креативность – это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, создавать новое, аккумулировать идеи. В России этот термин прижился благодаря специалистам по маркетингу, которые подразумевали под ним возможность создавать оригинальные идеи для продвижения товара. Позже иностранный термин закрепился в психологии и вошел в повсеместный обиход.

В широком смысле под креативностью понимается творческое начало, умение находить новые образы, идеи, нестандартно решать типовые задачи.

Определенные умения и особенности характера говорят о творческом потенциале человека. Решительность, сообразительность, умение рисковать, широкий кругозор – все эти качества свойственны креативному человеку.

К другим параметрам относят:

  • нестандартность, оригинальное решение задач;
  • способность выдавать много идей за короткий промежуток времени;
  • гибкость мышления и действий;
  • развитое образное представление;
  • использование метафор и ассоциаций;
  • внимательность – нахождение противоречий и необычных элементов;
  • придание абстрактным образам реальных форм.

Хотелось бы еще обратить ваше внимание на сходство и различие понятий «творчество», «креативность». Большинство людей не видят существенного различия этих двух понятий. Однако, творчество – деятельность, процесс, относящиеся к искусству, эстетики. Креативность же больше направлена на утилитарное, практическое применение. Эти качества личности могут, как дополнять друг друга, так и существовать независимо.

Гилфорд (автор одного из классических исследований) делал такое различие между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов вместо одного, казалось бы, единственно возможного ответа.

Упражнение – разминка: «Дождик»

Цель: создавать позитивный настрой в группе, включать участников в активную деятельность, развивать беглость мышления.

Ход упражнения. Участники группы стоят по кругу. У ведущего в руках мяч. Предлагается инструкция: «Давайте вообразим, что это (мяч) – дождик. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой дождь вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные определения дождя и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе».

Рефлексия: участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами.

Время: 5 мин.

Упражнение «Реклама»

Цель: развитие творческого, креативного потенциала.

Пpeдcтaвтеceбe, чтoздecьмы coбpaлиcь для тoгo, чтoбыcoздaтьcвoйcoбcтвeнныйpoлик для кaкoгo-тoтoвapa. Нaшaзaдaчa — пpeдcтaвитьэтoттoвapпyбликeтaк, чтoбыпoдчepкнyтьeгoлyчшиecтopoны, зaинтepecoвaть им. Нooдинmaлeнькийнюaнc — oбъeктoмнaшeйpeклaмыбyдyтявлятьcяпpeдмeтыyжeбывaвшиe в иcпoльзoвaнии и дaвнoпoтepявшиe «тoвapный вид». Вpeмянaпoдгoтoвкy – 5 минyт. Участникидeлятcяпoгpyппaм.

Пpeдmeты: cтapыйнocoк, пycтaякoнcepвнaябaнкa, лoпнyвшийшapик, пepeгopeвшaялaмпoчкa.

Время: 15мин.

Упражнение «Продолжи известное выражение»

Цель: способствовать развитию смелости в высказываниях, остроумия, любознательности и гибкости мысли.

Ходупражнения. Пословицы, поговорки, народные приметы — неоценимая сокровищницанародного творчества и мудрости. Есть очень много метких выражений, которыеотражают различные аспекты нашей жизни. И сейчас мы попробуем приобщиться к этойсокровищнице народной мудрости, выполняя упражнение «Продолжи известное выражение».

Предлагается инструкция: «Все участники игры сидят кругом. По кругу пускается «таинственная шкатулка» сзаписанными незавершенными высказываниями. Каждый участник по очереди достаетзаписку с выражением и пытается оригинально его завершить.»

Примеры высказываний:

Не имей сто рублей…

Тише едешь…

Человек имеет два уха, чтобы больше слушать, а один язык, чтобы...

Лучше, чтобы ребенок плакал теперь, чем...

Не бойся умного врага, а бойся...

Незваный гость…

В чужом глазу сучок видим, а …

Там хорошо, где....

Век живи —...

Все полезно, что...

Все течет,...

Ученье свет, а …

Дают — бери, а…

Делу — время, …

Если хочешь потерять друга — …

Жизнь прожить — …

Знает кошка, …

Из грязи — …

Каждой бочке — …

Как потопаешь — …

Рефлексия: участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения трудностями, эмоциями и чувствами. Сложно ли было сразу придумать оригинальный, остроумный, веселый ответ?

Время: 10мин.

Упражнение «Запутки»

Цель: развивать умение находить креативное решениевсмоделированной в группе проблемной ситуации, способствовать повышению уровня сплоченности участников, «ломке» пространственных барьеров между ними. Кроме того, упражнение позволяет понаблюдать распределение ролей в группе (выявление генераторов идей, исполнителей, организаторов).

Ход упражнения. Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой — за правую руку человека, стоящего напротив.

Предлагается инструкция: «Вам необходимо распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга.» Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость.

Рефлексия. Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться? Если нет, то благодаря каким действиям это в конце концов удалось?

Время: 10мин.

Упражнение «Рассказ из заголовков»

Автор упражнения Э. Де Боно.

Цель: развивать дивергентное мышления.

Ход упражнения. Группа делиться на 3 команды по названиям осенних месяцев. Каждой команде выдается один выпуск любой газеты.

Предлагается инструкция: «Возьмите газету. Просмотрите заголовки. Это задание надо сделать, используя лишь один выпуск. Ваша задача – составить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш рассказ не совсем удался. Обратите внимание, сколько таких заголовков вы можете составить вместе таким образом. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Вырезав заголовки, вы можете составить из них различные комбинации.»

Рефлексия. Какие эмоции возникали у участников в процессе работы? С какими сложностями столкнулись? Что помогало в работе?

Время: 20– 30 мин.

Упражнение-разминка «Сантики-Фантики-Лимпопо»

Цель: подзарядить группу энергией, немного подвигаться, развивать внимание, наблюдательность.

Ход упражнения. Выбирается участник (водящий), который выводится за дверь. Остальные становятся в круг и выбирают ведущего.

Предлагается инструкция: «Вы должны, стоя в кругу, хлопать в ладоши единым ритмом и громко повторять слова: «Сантики-Фантики-Лимпопо». Водящий становится в центр круга, в это время ведущий, незаметно для водящего немного меняет движение — например добавляет к хлопкам кивки головой. Задача группы — быстро поменять движение, но так чтобы водящий не догадался кто является ведущим. Если водящий угадывает ведущего, то ведущий становится водящим и выходит за дверь, группа выбирает новоговедущего, и игра повторяется.

Время: 10мин.

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Ход упражнения. Во время предыдущего упражнения, разложить на стулья участников осенние листья, вырезанные из бумаги, 3цветов.

Предлагается инструкция: «Вам необходимо сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).

Рефлексия: обсуждение всех предложенных вариантов.

Время: 15мин.

Упражнение «Глаза, рты, руки»

Цель: развивать умение действовать в ситуациях неполноты доступной информации, а также средств для ее передачи, реконструировать позицию партнеров по общению на основе этих неполных данных; развивать навыки вербального и невербального общения.

Ход упражнения. Для выполнения упражнения потребуется деревянный строительный материал. Участники делятся на тройки (картинки «глаза», «руки», «рот»; далее каждые «глаза» выбирают себе «руки» взглядом, а «руки», в свою очередь, выбирают в свою тройку «рот», взяв его за руку) За ширмой выстраивается небольшое сооружение из деталей конструктора, включающее 10 — 15 деталей (домик, машинка и т. п.). У каждой тройки имеется свой комплект таких ж деталей для того, чтобы его скопировать.

Предлагается инструкция: «Вам предстоит скопировать созданное за ширмой сооружение, выполняя следующие условия:

  • «Глаза» — могут видеть как копируемый, так и создаваемый предмет, но не могут говорить и не могут сами совершать какие-либо действия с «конструктором». Их возможности ограничиваются передачей информации о том предмете, который копируется, с помощью мимики, жестов и т. п.
  • «Рты» — могут говорить и видеть то, что строится, но не видят, что копируется.
  • «Руки» — слышат и создают копию сооружения, но ничего не видят (их глаза закрыты или завязаны). Они не могут ощупывать оригинальное сооружение, а должны руководствоваться тем, что слышат ото «рта».

Рефлексия. Первая стадия обсуждения проходит внутри троек: участники сравнивают оригинальное сооружение и его копию, делятся возникшими в ходе упражнения эмоциями и чувствами, анализируют, что способствовало адекватной передаче информации в таких условиях, а что ей препятствовало (5 мин). На второй стадии участники объединяются в три группы (те, кто были «глазами», «ртами» и «руками») и обсуждают, какие затруднения возникли в их позиции и каким жизненным проблемам можно уподобить ситуацию, в которой они оказались в этой игре (5 мин). На третьей стадии представитель от каждой из этих подгрупп рассказывает аудитории, к каким выводам пришла их подгруппа (2-3 мин на подгруппу).

Время: 25мин.

Упражнение «Классификация»

Цель: тренировка умения выделять оригинальные, неочевидные критерии, которые позволяют найти сходство между на первый взгляд различными предметами.

Ход упражнения. Участники делятся на три команды по первому слову в трех списках. Каждой команде дается перечень 8 предметов.

Предлагается инструкция: «Придумать как можнобольше различных оснований, по которым возможно классифицировать эти предметы. Задача не в том, чтобы найти наиболее обоснованный критерий их классификации (как в заданиях, входящих в тесты интеллекта), а в том, чтобы предложить как можно более разнообразные и необычные, но логически непротиворечивые критерии дляэтого.

Перечни предметов могут быть, например, такими.

 

С п и с о к 1

С п и с о к 2

С п и с о к 3

Табуретка

Лампочка

Перстень

Трамвай

Огурец

Морковь

Желудь

Кепка

Указка

Мел

Труба

Молния

Мотоцикл

Сыр

Корень

Абрикос

Весло

Календарь

Стакан

Носки

Блюдо

Улей

Медаль

Песок

Рефлексия. Какие из предложенных критериев для классификации представляются самыми оригинальными, необычными? В каких жизненных
ситуациях важно умение находить неочевидные признаки сходства
между различными предметами и явлениями?

Время:10 мин.

Упражнение «Скрепки»

Цель показать, что деятельность продуктивнее тогда, когда заранее спланирован способ ее выполнения, некоторое время потрачено на то, чтобы решить, как именно лучше сделать ее.

Ход упражнения. Участники делятся на 3 команды (остаются те же команды, что и в предыдущем упражнении). У каждого из них в руках по 4 скрепки.

Предлагается инструкция: «Первое задание: вам необходимо как можно быстрее составить из скрепок цепочку (одну на каждую подгруппу, использовав при этом все скрепки). Ведущий фиксирует минимальное и максимальное время, потребовавшееся для этого. Второе задание: теперь вам необходимо как можно быстрее разобрать цепочку. После этого ведущий дает участникам 1 мин для обсуждения, как можно выполнить это задание быстрее.После этого мы повторяем игру (на время собрать и разобрать цепочку). Ведущий опять фиксирует время и сравнивает его с потребовавшимся в первой попытке.»

Рефлексия. Насколько быстрее удалось выполнить упражнение со второй попытки? С чем связано это ускорение — просто с тем, что прошла тренировка, с тем, что был изобретен более эффективный способ деятельности, с более четкой координацией действий участников или еще с чем-то? Насколько реально спланировать деятельность и распределиться, кому что делать, если нет ясности, какими способами ее выполнять?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год