Проект развивающих занятий педагога – психолога с детьми группы комбинированной направленности «Дети – цветы жизни» |
Психология | |||
Автор: Лютостанская Варвара Витальевна | |||
01.02.2024 14:16 | |||
Проект развивающих занятий педагога – психолога с детьми группы комбинированной направленности «Дети – цветы жизни» УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 74 «Земляничка» (МБДОУ «ДС № 74 «Земляничка») Составил: Педагог – психолог МБДОУ «ДС №74 «Земляничка» Лютостанская В.В. Введение: В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе и детей-инвалидов. Практически в каждой второй группе в детском саду можно встретить ребенка различной нозологии. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей. Столкнувшись с этими проблемами в своей практике, мы поняли, что необходима целенаправленная и организованная работа, которая не только обогатит эмоциональный опыт детей с ОВЗ, но и значительно смягчит недостатки в их развитии. Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребенка, подготавливающие ребенка к новой, высшей ступени его развития. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фребель. Изучив методическую литературу по данному направлению, мы сделали вывод, что одной из таких технологий является дидактический материал «Дары Фребеля». При его использовании, у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно – исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации ОП ДОУ. Комплект является составной частью развивающей предметно – пространственной среды. Его структура и содержаниеразработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно – ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Основные принципы технологии В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фребеля, реализация которых способствует решению поставленных задач.
Направления технологии Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно – перцептивных процессов. Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений. Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности. Интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире. Использование технологии «Дары Фребеля» в работе с детьми с ОВЗ «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе». Ф. Фребель. Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля — методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров». Первый дар — шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух — трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений. Второй дар — деревянный шар, цилиндр и куб — предназначался для детей трех — четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью. Третий, четвертый дар — для детей старше четырех лет — деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы. Пятый дар — это 27 кубиков, причем 21 — цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы каждый. Всего 39 фигур. Шестой дар — 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 — целый, три разделены пополам (поперек), а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска. Пятый и шестой дар применялся и для развития творческих способностей детей (построение фасада церкви, загородного дворца, римского водопровода). Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фребеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира»; для ребенка «уже первые занятия с самим собой способствуют не только упражнению и укреплению тела… но… прежде всего развитию чувств и образованию ума, а также пробуждению внутреннего смысла и настоящей рассудительности». Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности помогут выкладывание из палочек, переплетение лучин, плетение из полосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом. Набор легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта — дерево, что безопасно для реализации и применения ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий к игровому набору «Дары Фрёбеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Ф. Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями. Используя игровой набор «Дары Фрёбеля» с детьми ОВЗ воспитатели, большое внимание уделяю активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности, потому что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности. Все действия детей во время занятий соединяем со словом. Так как слово позволяет ребенку осознать и закрепить опыт. Материалы Фрёбеля помогают детям с ОВЗ воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами, способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание). Используя «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ОВЗ, мы учитываем не только индивидуальные особенности, но и возможности каждого ребенка в частности, а также их желания, интересы. «Дары Фрёбеля» – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка.
|