Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Элементы арт-терапии в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Психология
Автор: Шуляева Светлана Викторовна   
14.01.2024 16:26

«Элементы арт-терапии в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»«Элементы арт-терапии в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В жизни каждого человека существует множество различных эмоций, которые он испытывает и переживает. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, бурными и яркими или едва заметными, а иногда даже непонятными для самого человека. Доказано, что эмоции играют большую роль в становлении личности.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ часто характеризуются различными расстройствами, нарушениями в аффективной сфере, дети могут быть повышено возбудимы, либо наоборот, заторможены.

Эмоции могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать. Поэтому дети нуждаются в создании условий для коррекции недостатков развития, особенно эмоциональной сферы, компенсации недостающего внимания.

Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы у ребенка с ОВЗ в ДОО следующие:

  • трудности в коммуникации со сверстниками и педагогами
  • трудности усвоения норм и правил поведения в группе
  • трудности соблюдения правил в совместных играх со сверстниками
  • легко и быстро возбуждаясь, такие дети могут быстро утомляться, уставать, при этом
  • они могут отказываться от продуктивной деятельности, бросать начатое занятие, не доводя его до конца.
  • для них характерна импульсивность, ребенок может начать плакать, бурно проявлять реакции гнева, ярости
  • дети могут быть склонны к конфликтам, агрессии. Нередко дети сердятся, теряют терпение.

Особенностями эмоциональной сферы у этих детей могут выступать

  • высокая ранимость, чувствительность, поведение характеризуется стеснительностью, при этом дети предпочитают не вступать в совместные игры с другими детьми, а держаться в стороне, и нередко в группе ДОУ такой ребенок предпочитает быть постоянно рядом с воспитателем
  • по причине сильной привязанности к матери (или близкому родственнику) дети очень тяжело переживают «разрыв» – необходимость находиться самостоятельно в группе дошкольного образовательного учреждения
  • дети очень легко обижаются и плаксивы (даже по самому малому поводу)
  • трудность понимания детьми своих собственных чувств и эмоций, а так же чувств окружающих
  • собственные простые эмоции понимают хуже, чем эмоции, изображённые на картине
  • эмоциональная подвижность или заторможенность, нередко способствует возникновению и закреплению таких отрицательных черт характера, как мрачность, безынициативность, подавленность, упрямство, агрессивность.

Коррекционно-воспитательная работа по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере играет важную роль в развитии личности ребенка в целом. Она обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.

Использование знакомых всем традиционных методов и приемов при проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ, показали свою недостаточность. Поэтому нужны новые эффективные техники и методы психолого-педагогической коррекции.

Одним из альтернативных подходов в коррекционной работе может стать метод арт-терапии.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) — представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Иными словами, это – лечение творчеством, для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении.

Психокоррекционная цель арт-терапии — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями.

Применяется такой метод при проблемах эмоционально-личностного развития: аутизме, задержке интеллектуального развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как:

  • освобождает от негативных состояний
  • снимает нервно – психическое напряжение
  • формирует адекватное межличностное поведение, самооценку
  • развивается воображение, эстетический опыт, творческое самовыражение
  • повышаются адаптационные способности.

Методики и техники арт-терапии: вспомогательные и лечебные, активные и пассивные, групповые и индивидуальные.

Вспомогательные — художественно-творческая деятельность: изотерапия, музыкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, маскотерапия, библиотерапия.

Лечебные — сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия. Это может быть рисование, лепка, работа с песком, пение, танец.

Активные методы — самостоятельное творчество на основе использования существующих произведений. Активные виды деятельности укрепляют физически, активизируя хорошо функционирующие, здоровые системы организма ребенка.

К пассивным методам — относится анализ и интерпретация ребенком произведений искусств (поход в музей).

Я хотела бы поподробнее остановиться на элементе арт-терапии — изотерапии, который я применяю при проведении занятий в изостудии «Школа волшебников».

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую нетрадиционные способы рисования, различные приемы и виды аппликаций, что позволяет развить фантазию, творческое мышление, развитие воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке, так как они особенно интересны для детей. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребенку преодолеть страх перед чистым листом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным, позволяют детям с ОВЗ ощутить яркие положительные эмоции, так как напоминают игру.

Необычное рисование и аппликация дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности, обогащению и активизации словарного запаса. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс этой деятельности.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования и аппликации способствует:

  • снятию детских страхов;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение, фантазию;
  • способствует получению эстетического удовольствия.

В процессе общения с детьми я заметила, что использование нетрадиционных техник повысило интерес ребят к рисованию и выполнению аппликации. Существует много техник нетрадиционного рисования и аппликации, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Знакомство детей с нетрадиционными приёмами начинаем с наиболее простых и доступных техник. Это рисование пальчиками, тычок жёсткой кистью, печатками. Затем знакомлю детей с более сложными для них техниками: печать поролоном, печатание листьями, рисунки ладошками, солью и другие. Также использую различные виды аппликаций: из сухих листьев, из обрывков бумаги и т.д.

С детьми применяются наиболее простые и лёгкие приёмы рисования и аппликации. Дети очень ранимы, обидчивы, их настроение меняется очень быстро и часто. Поэтому в работе с детьми я придерживаюсь принципа: «Главное – процесс, а не результат», ведь именно сам процесс доставляет детям удовольствие, позволяет работать им спокойно и расслабленно. Самим детям не важен результат их работы. А я всегда даю их работам положительную оценку и хвалю всех за участие в процессе.

Таким образом, элементы арт-терапии на занятиях с детьми с ОВЗ могут развить эмоционально – волевую сферу, снизить отрицательные эмоции, научить детей правильно выражать эмоции и быть более сдержанными.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год