«Элементы арт-терапии в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья» |
Психология | |||
Автор: Шуляева Светлана Викторовна | |||
14.01.2024 16:26 | |||
«Элементы арт-терапии в развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья» В жизни каждого человека существует множество различных эмоций, которые он испытывает и переживает. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, бурными и яркими или едва заметными, а иногда даже непонятными для самого человека. Доказано, что эмоции играют большую роль в становлении личности. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ часто характеризуются различными расстройствами, нарушениями в аффективной сфере, дети могут быть повышено возбудимы, либо наоборот, заторможены. Эмоции могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать. Поэтому дети нуждаются в создании условий для коррекции недостатков развития, особенно эмоциональной сферы, компенсации недостающего внимания. Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы у ребенка с ОВЗ в ДОО следующие:
Особенностями эмоциональной сферы у этих детей могут выступать
Коррекционно-воспитательная работа по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере играет важную роль в развитии личности ребенка в целом. Она обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков. Использование знакомых всем традиционных методов и приемов при проведении коррекционной работы с детьми с ОВЗ, показали свою недостаточность. Поэтому нужны новые эффективные техники и методы психолого-педагогической коррекции. Одним из альтернативных подходов в коррекционной работе может стать метод арт-терапии. Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) — представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Иными словами, это – лечение творчеством, для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка. Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. Психокоррекционная цель арт-терапии — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод при проблемах эмоционально-личностного развития: аутизме, задержке интеллектуального развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций. Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как:
Методики и техники арт-терапии: вспомогательные и лечебные, активные и пассивные, групповые и индивидуальные. Вспомогательные — художественно-творческая деятельность: изотерапия, музыкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, маскотерапия, библиотерапия. Лечебные — сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия. Это может быть рисование, лепка, работа с песком, пение, танец. Активные методы — самостоятельное творчество на основе использования существующих произведений. Активные виды деятельности укрепляют физически, активизируя хорошо функционирующие, здоровые системы организма ребенка. К пассивным методам — относится анализ и интерпретация ребенком произведений искусств (поход в музей). Я хотела бы поподробнее остановиться на элементе арт-терапии — изотерапии, который я применяю при проведении занятий в изостудии «Школа волшебников». В своей работе с детьми с ОВЗ я использую нетрадиционные способы рисования, различные приемы и виды аппликаций, что позволяет развить фантазию, творческое мышление, развитие воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке, так как они особенно интересны для детей. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребенку преодолеть страх перед чистым листом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным, позволяют детям с ОВЗ ощутить яркие положительные эмоции, так как напоминают игру. Необычное рисование и аппликация дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности, обогащению и активизации словарного запаса. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс этой деятельности. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования и аппликации способствует:
В процессе общения с детьми я заметила, что использование нетрадиционных техник повысило интерес ребят к рисованию и выполнению аппликации. Существует много техник нетрадиционного рисования и аппликации, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Знакомство детей с нетрадиционными приёмами начинаем с наиболее простых и доступных техник. Это рисование пальчиками, тычок жёсткой кистью, печатками. Затем знакомлю детей с более сложными для них техниками: печать поролоном, печатание листьями, рисунки ладошками, солью и другие. Также использую различные виды аппликаций: из сухих листьев, из обрывков бумаги и т.д. С детьми применяются наиболее простые и лёгкие приёмы рисования и аппликации. Дети очень ранимы, обидчивы, их настроение меняется очень быстро и часто. Поэтому в работе с детьми я придерживаюсь принципа: «Главное – процесс, а не результат», ведь именно сам процесс доставляет детям удовольствие, позволяет работать им спокойно и расслабленно. Самим детям не важен результат их работы. А я всегда даю их работам положительную оценку и хвалю всех за участие в процессе. Таким образом, элементы арт-терапии на занятиях с детьми с ОВЗ могут развить эмоционально – волевую сферу, снизить отрицательные эмоции, научить детей правильно выражать эмоции и быть более сдержанными.
|