«Педагогические условия коррекции агрессивного поведения старших дошкольников посредством использования игры». Картотека игр. |
Психология | |||
Автор: Волкова Мария Юрьевна | |||
20.01.2024 09:00 | |||
«Педагогические условия коррекции агрессивного поведения старших дошкольников посредством использования игры». Картотека игр. Подготовила: Волкова М.Ю. МБОУ «Лицей №2» г. Ступино Одним из наиболее важных факторов коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста является создание среды, ведущей к созданию игрового продукта. Иными словами игра может быть превращена в педагогический феномен только в тех условиях, когда она осознанно, целенаправленно информирована о педагогической цели, когда она специально используется для достижения определенных целей и задач образования. Реализация функции образовательного процесса посредством игры происходит, когда воспитатель влияет на содержание, организацию и структуру игры, отношения между детьми во время игры, развитие уровня детских игр и т. д. В нужном ему направлении. В этом случае игра решает проблемы корректирующего воспитания и развития ребенка. В условиях педагогического процесса профилактика агрессивного поведения старших дошкольников зависит от того, насколько эффективные методы и приёмы используются для предупреждения их агрессивного поведения. В соответствии с этим необходимо обзорно раскрыть методы и приёмы, которые могут быть использованы. Одним из наиболее распространённых методов предупреждения и коррекции агрессивного поведения в дошкольном возрасте является игротерапия. Условия можно выделить:
При разработке содержания игр, способствующих преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста, необходимо опираться на следующие принципы:
Итак, используя игровую деятельность с целью коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, следует подбирать комплекс игр таким образом, чтобы:
В процессе коррекции агрессивного поведения с помощью игры важно создать положительный эмоциональный фон в самом процессе игры дошкольников. Кроме того, нужно полагаться на отношение к этой группе детей и отдельные проявления агрессивного поведения у детей, чтобы они не вызывали немотивированных и неконтролируемых агрессивных реакций. Если агрессивное поведение дошкольника связано с неадекватной самооценкой, важно обратить внимание на формирование позитивного образа «Я», разработку системы вознаграждения за успех, интеграцию ребенка в различные виды деятельности, где он может укрепить уверенность в себе через уверенность в себе благодаря результатам деятельности. Когда дети сочетают агрессивное поведение с плохим контролем над своими эмоциями, эффективно использовать методы релаксации, ролевые игры и перевод разрушительных действий в словесный план. Правильно подобранные методы и приемы работы являются одним из условий профилактики агрессивного поведения дошкольников старшего возраста. Взаимодействие с педагогом не имеет большого значения для предотвращения агрессивного поведения. Если взаимодействие является авторитетным, оно будет способствовать агрессивным проявлениям ребенка в качестве защитных реакций. В связи с этим необходимо обратить внимание на изучение основ взаимодействия педагоговс детьми и на работу с педагогами, чтобы получить представление о возможных причинах агрессивного поведения, его проявлениях, методах и приемах работы с детьми, характеризующихся агрессивным поведением. Анализ источников детских игр приводит к выводу, что они важны при решении проблемы коррекции агрессивного поведения дошкольников. Если правильно установить руководство детскими играми, то они начнут воспитывать, развивать у детей милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, ум и воображение, справедливость и наблюдательность, речь и реактивность у ребенка — словом, все, что составляет богатство человеческой личности. Агрессия детей дошкольного возраста почти всегда носит временный, ситуативный характер, ее легко исправить, и если жизнь ребенка организована надлежащим образом, она не фиксируется как черта характера, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при слаженной работе воспитателя, психолога и родителей. Анализ литературы показал, что в дошкольном возрасте основной задачей является коррекция агрессивного поведения методом игры. Она позволяет ребенку сохранять и приобретать психологическое здоровье, определяет отношения ребенка с окружающими, готовит его к взрослой жизни. КАРТОТЕКА ИГР 1. Игра «Знакомство». Целью игры является помощь детям сблизиться в группе. Ход игры: Дети садятся в круг, каждый по очереди представляет себя и говорит, что он любит и не любит, следующий участник сначала повторяет все о предыдущем, а потом представляет себя и т.д. 2. Игра «Тух-тиби-дух» Цель игры помочь снять детям негативное настроение и восстановить силы. Ход игры: Воспитатель произносит слова «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произнесите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами». Игра содержит в себе комичный парадокс. 3. Игра «Волшебные шарики». Целью игры является снятие эмоционального напряжения детей. Оборудование: шарик небольшого размера. Ход игры: дети располагаются по кругу. Воспитатель говорит: «Возьмите шарик в ладошки вместе, покатайте, подыщите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения». 4. Игра «Обзывалки» Цель игры – помочь снять вербальную агрессию и помочь детям в выплеске гнева в приемлемой форме. К оборудованию относится мяч. Воспитатель произносит слова: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты …морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, …, солнышко!» 5. Игра «Я самый». Целью игры является снять внутренние зажимы; найти внутренние ресурсы. Ход: Каждый по очереди заканчивает предложение: «Я самый…» 6. Игра «Жужа» Цель игры обучить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они обижают, не задумываясь об этом. В ходе игры, один из детей становится «Жужей» и садится на стул с полотенцем в руках. Другие дети бегают вокруг него, дразнятся, строют рожицы, дотрагиваются до «Жужи». «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными. 7. Игра «Два барана» Целью игры является снятие невербальной агрессии, предоставления ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направление энергии детей в нужное русло. В ходе игры воспитатель делит детей на пары и произносит: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют свои ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. В задачу игры входит противостояние детей друг другу, при этом не двигаясь с места, как можно дольше. 8. Игра «Разозлись!» Целью игры является обучение детей эффективным способам вербального и невербального выражения агрессии. Оборудование: картонные коробки небольшого размера. Ход игры: Картонные коробки распределяются поровну между участниками. Дети по очереди выходят в круг и ставят коробки друг на друга, при этом, говоря вслух о том, что их раздражает или злит больше всего. Когда все коробки сложены в виде башни, ведущий просит детей подумать о том, что их сейчас злит, просит сделать разгневанное лицо и разбить построенную башню. Игру на этом можно закончить и повторить еще несколько раз. 9. Игра «Шкала гнева» Целью игры является обучение детей различать такие состояния, как раздражение, фрустрация и гнев, с тем, чтобы они могли своевременно предупредить проявления бурных и эмоциональных неконтролируемых реакций. Оборудование: мишень, мячики или мешочки с песком. В ходе игры на доске рисуется мишень. Затем дети берут мячики с песком и ударяют об неё, чтобы они отскакивали с силой, пропорциональной силе броска. Воспитатель должен объяснить каждому ребенку, что раздражение является слабой степенью злости. Затем он не очень сильно бросает мешочек в мишень. Воспитатель предлагает детям сделать то же самое, просит подумать и высказать что-нибудь, что не очень сильно раздражает или злит его. Со словами: «Я разозлился сильнее, когда…» — все поочередно бросают мешочки все с большей силой. Наконец, дети бросают мешочки изо всех сил: «Я разозлился очень сильно, когда…». Упражнение повторяется несколько раз. 10. Игра «Традиция» Целью игры является обучение детей отражать свои чувства, как позитивные, так и негативные. Их принятие в семье всеми ее членами. Ход игры: в группе предлагается повесить специальную доску, на которой можно писать фломастерами или кусок ватмана. И в течение дня выражать в небольшом рисунке свое настроение, пожелания для других, выражение чувств, адресованных кому-либо и т. д. Такую «традицию» можно ввести в детском саду, когда дети утром приходят в группу. Как правило, в группе много ребят, чтобы не было путаницы, каждый должен писать свое имя (если ребенок уже умеет писать) или выбрать какой-либо значок, оставляя его возле своего рисунка. 11. Игра «Лепим сказку» Целью игры является с помощью пластилина сместить «энергию кулака», расслабить руки, что позволит косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности. Оборудование: пластилин, стеки, доска для пластилина В ходе игры воспитатель предлагает детям всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При выборе сказки важно учитывать то, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребёнок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. 12. Игра «Связующая нить» Целью игры является способствование формированию чувства близости с другими людьми, способствование принятия детьми друг друга, формирование чувство ценности других и себя самого. Оборудование: клубок ниток. В ходе игры воспитатель сажает детей и по кругу просит передавать их клубок ниток таким образом, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка должно сопровождаться высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает воспитатель, показывая тем самым пример, а затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-либо сказать. Когда клубок вернётся к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. 13. Игра — техника «Разрывание бумаги» Целью игры является получение у ребенка хорошего терапевтического эффекта. Игра доставляет детям много положительных эмоций, дает выход энергии и агрессивным импульсам, раскрепощает излишне скованных детей, учит их выполнять свои обещания, держать слово. Лучше всего ее проводить с детьми 5-7 лет, с числом участников — 2-5. Чем более дети импульсивны и активны, тем меньше их должно быть в группе. Оборудование: необходимо иметь старые газеты и журналы либо другую ненужную бумагу. Ход игры: перед началом игры дошкольников спрашивают, кто из них обещает убрать комнату в самом конце, и объясняется, что это упражнение позволит им освободиться от неприятных ощущений и потребует значительной энергии. Затем обсуждаются различные чувства и ситуации, которые их вызывают (3-4 минуты). Затем дети вместе с воспитателем разрывают готовую бумагу на кусочки и бросают ее в груду посреди комнаты. Когда куча становится больше, дети насильно выбрасывают куски бумаги в воздух. Те, кто ограничен и аккуратен, сначала очень осторожны, но через минуту их отпускают. Детям нравится делать кусочки бумаги и прыгать на них, сбрызгивать их кусочками бумаги или выбрасывать в воздух. 14. Игра «Волшебный мешочек» Целью игры является снятие негативного эмоционального состояния, вербальной агрессии. Оборудование: мешочек. Ход игры: если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей), предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте. 15. Игра «Глаза в глаза» Целью игры является развитие в детях чувства эмпатии, настройка их на спокойный лад. Ход игры: «Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.» После игры воспитатель обсуждает с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно. 16. «Волшебные клубочки» Целью игры является снятие накопившееся внутреннего напряжение, невротическое состояние. Оборудование: клубочки ниток разного цвета. Ход игры: «Ребята, посмотрите, как много у нас красивых клубочков-это волшебные клубочки, они помогут избавиться нам от гнева». Каждый берет в руки по клубочку, распускает кончик нитки, чем гнев сильнее. Тем кончик длиннее, и начинает быстро сматывать клубок. 16. Игра «Воробьиные драки» Целью игры является снятие физической агрессии. Ход игры: Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого 17. Игра «Маленькийсекрет» Целью игры является попытка восстановить позитивное эмоциональное состояние, помощь детям в избавлении от негативных импульсов и агрессивного поведения. Ход игры: «Сядь поудобней, сделай 2 – 3 глубоких вдоха, закрой глаза. Сосредоточься и вспомни свое любимое место, где ты любишь быть, где тебе спокойно и хорошо, если такого нет, придумай его. Звуки, цвета, окружение, предметы в этом месте, какие они. Поиграй там некоторое время. А теперь еще раз глубоко вдохни, оглядись и запомни, открой глаза. Попробуй нарисовать это место, что ты представил». Затем нужно вместе с ребенком обсудить картинку, о чем он думал, на что все это похоже и т. д. Время процедуры 1 – 1,5 часа. 18. Игра «Это я. Узнайменя» Целью игры является снятие эмоционального напряжения, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе. В ходе игры дети садятся на ковёр. Один из них поворачивается спиной ко всем. Дети попеременно гладят его спину ладонями и говорят: «Это я. Узнай меня. Ведущий ребенок (которого поглаживают) должен угадать, кто его коснулся. Воспитатель в это время должен помочь ребенку угадать и называет последовательно в соответствии с их именами всех детей, участвующих в игре. Желательно, чтобы каждый ребенок побыл в роли лидера. Рекомендации воспитателям ДОУ:
|