Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Применение нейропсихологических игр и упражнений для развития психических процессов и межполушарного взаимодействия у дошкольников
Психология
Автор: Ершова Ольга Георгиевна   
13.01.2024 00:05

Применение нейропсихологических игр и упражнений для развития психических процессов и межполушарного взаимодействия у дошкольниковПрименение нейропсихологических игр и упражнений для развития психических процессов и межполушарного взаимодействия у дошкольников

Ершова Ольга Георгиевна, педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №410», г. Нижний Новгород

В данной статье рассматривается наш опыт работы по развитию памяти, внимания и других психических процессов у детей дошкольного возраста, а также межполушарного взаимодействия посредством нейропсихологических игр. Работа проводится нами в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №410» (г. Нижний Новгород).

Нейропсихологические игры и упражнения базируются на активизации отделов и функций головного мозга, а также межполушарном взаимодействии. В ходе занятий с такими играми и упражнениями происходит одновременная активизация двигательной и интеллектуальной деятельности детей.

 

Занятия с применением нейропсихологических игр и упражнений мы проводим в рамках кружка «Росток», который посещают воспитанники нашего детского сада в возрасте от 3 до 7 лет. В ходе занятий в кружке у детей развиваются память, внимание, воображение, логическое мышление. Нейропсихологические игры позволяют развивать не только когнитивные функции у детей, но и способствуют стабилизации эмоционального состояния, помогают детям обрести внутреннюю гармонию. Поэтому посещение кружка рекомендовано детям, у которых наблюдается агрессивное поведение или трудности в социальной адаптации, общении с другими детьми.

Каждое занятие кружка направлено на развитие какого-либо психического процесса. Соответственно, детям предлагаются игры, сгруппированные нами по дидактической цели. Так, нами составлена картотека и проводятся с детьми игры на развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, творческого воображения, восприятия, мелкой моторики. Проводим с детьми упражнения по рисованию одновременно двумя руками (для развития межполушарного взаимодействия), предлагаем детям пальчиковые игры, загадки, игры-лабиринты и т.д.

Игра – это основная форма работы, которую мы применяем с детьми на занятиях кружка «Росток». Играя, дети развиваются. Игра вызывает интерес у детей и мотивацию к деятельности, так как она является главным радостным детским занятием в дошкольном возрасте.

Для организации работы кружка «Росток» и проведения с детьми нейропсихологических игр и упражнений нами подготовлено методическое обеспечение и развивающая пространственная среда. В частности, составлена картотека игр и упражнений. Присутствуют и применяются в работе с детьми камешки Марблс, кинетический песок, игры «Повтори за ежиком», «Домино», «Елочка нарядная с карточками», «Признаки», цветные счетные палочки, мозаика «Бабочка» и др.

Работа с детьми проводится по разработанным нами одноименным дополнительным образовательным программам «Росток». Всего разработано 4 программы на каждый возраст от 3 до 7 лет. В каждой программе содержится учебный план на 2023-2024 учебный год. С каждой возрастной группой (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) с сентября по апрель проводится по 8 занятий в месяц. Продолжительность каждого занятия составляет 30 минут.

Направленность занятий различается в зависимости от особенностей детей, их образовательных потребностей, а также от возрастной группы. Например, в работе с детьми 3-4 лет значительное внимание уделяется вопросам адаптации, обучению социальному взаимодействию, развитию навыков общения со сверстниками. На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста акцент смещается в сторону всестороннего развития мыслительной деятельности (в частности, развитие таких операций, как анализ и синтез информации, абстрагирование, сравнение, обобщение, установление закономерностей и причинно-следственных связей).

Особое внимание в ходе занятий с детьми всех возрастов мы уделяем проведению упражнений на закрепление нейронных связей мозга, на развитие межполушарного взаимодействия и зрительно-моторной координации, кинезиологические упражнения.

Приведем несколько примеров игр и упражнений, которые мы проводим с детьми. Например, детям предлагаются комплекты игровых полей, на которых представлены ряды с изображениями разных объектов, в том числе повторяющихся. К примеру, изображения листочков, грибочков, желудей и т.д. Дошкольнику необходимо камешками Марблс закрыть все листочки или все грибочки, в итоге при правильном выполнении игрового задания получается выложенное из камешков изображение какой-либо цифры. Так включается механизм нейропсихологии: дети одновременно осуществляют двигательное действие (выкладывают камешки), осуществляют мыслительную деятельность (стараются найти изображения, развивая внимание) и получают эстетическое удовольствие, рассматривая красивые прозрачные камешки разного цвета (гармонизируется эмоциональное состояние детей).

Нейропсихологические механизмы работают в играх-лабиринтах (на плоскости), когда детям предлагается сосредоточиться и, двигая фломастером, провести линии, найдя выход из лабиринта. Также дети на занятиях составляют разрезные картинки, фигурки животных и растений из частей. На занятиях дети повторяют на плоскости узоры, собирают по образцу объекты из набора геометрических фигур.

Для развития межполушарного взаимодействия предлагаем детям выполнить такое игровое задание: необходимо двумя руками на двух листах одновременно провести непрерывные линии по пунктиру (чтобы помочь рыбкам доплыть до дна сверху вниз). Межполушарное взаимодействие является механизмом объединения работы правого и левого полушария головного мозга. Синхронное взаимодействие полушарий обеспечивает эффективную работу всех психических процессов.

Развитию межполушарного взаимодействия способствуют не только интеллектуальные, но и телесные игровые упражнения. Например, в ходе упражнения «Перекрестная маршировка» детям нужно шагать, при этом высоко поднимая колени, касаясь попеременно правой и левой рукой по противоположной ноге. Необходимо сделать шесть пар движений.

Детям очень нравится нейропсихологическая игра «Ладошки». Перед ребенком расположено 10 предметов разной формы и цвета. Мы называем дошкольнику объекты, а ему необходимо показывать нужные объекты левой или правой рукой, дотрагиваясь соответствующим пальцем руки. Скорость игры постепенно увеличивается.

Проводим с детьми как сложные нейропсихологические игры, так и нейрогимнастику – простые упражнения для мозга. Одно из простейших упражнений «Ухо – нос»: ребенку предлагается левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Потом нужно одновременно отпустить нос и ухо, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук наоборот.

В течение учебного года с каждой возрастной группой нами проводятся десятки игр и упражнений, в том числе на основе нейропсихологической технологии. Нейропсихологические игры и упражнения вызывают большой интерес у детей, нередко поднимают настроение и помогают создать ситуацию успеха. Дети радуются, когда решают дидактическую задачу.

Наши наблюдения и диагностика показывают, что занятия в кружке «Росток» с применением нейропсихологических упражнений и игр позволяют детям адаптироваться в социуме, научиться решать сложные интеллектуальные задачи, стать более уверенными, понимать свои эмоции и эмоциональное состояние других людей. Дети старшего дошкольного возраста становятся лучше подготовленными к дальнейшему обучению в школе.

Следует отметить, что работа с детьми организуется нами на базе достижений отечественной науки и практики в сфере нейропсихологии. Так, основы нейропсихологии исследовали А.Р. Лурия 4, Н.А. Курдюкова, Т.В. Коростелева 3, практические вопросы применения нейропсихологических игр с детьми исследованы К.Н. Гончаровой 1, И.И. Праведниковой 5 и другими авторами. Ценные задания для детей представлены в нейротренажере М.А. Жуковой 2.

В современной науке и практике разработан большой объем нейропсихологических игр и упражнений. Необходимо применять разнообразные игры, обращая особое внимание на те, которые вызывают повышенный интерес у конкретной подгруппы детей.

Таким образом, нейропсихологические игры и упражнения эффективны для развития психических процессов и межполушарного взаимодействия у дошкольников. Чтобы работы с применение нейропсихологических игр и упражнений была эффективной, они должны быть разнообразными и вызывать интерес у дошкольников, соответствовать возрасту детей, с которыми проводятся, а сами занятия должны быть систематическими.

Литература

  1. Гончарова К.Н., Черткова А.В. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 47 с.
  2. Жукова М.А. Нейротренажер. – М.: Умка, 2021. – 96 с.
  3. Курдюкова Н.А., Коростелева Т.В. Нейропсихология. – М.: ЮРАЙТ, 2023. – 157 с.
  4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – СПб: Питер, 2023. – 384 с.
  5. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 112 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год