Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Настольные игры как инструмент в работе педагога-психолога ДОУ
Психология
Автор: Алексеева Юлия Николаевна   
26.12.2023 23:13

Настольные игры как инструмент в работе педагога-психолога ДОУНастольные игры как инструмент в работе педагога-психолога ДОУ

Алексеева Юлия Николаевна Санкт-Петербург ГБДОУ № 11 Адмиралтейского района, педагог-психолог

Частью моей повседневной работы является игра. Да и как же может быть иначе, ведь меня окружают дети. Игре отводится важная роль в жизни человека. В игре у человека появляется возможность развиваться, учиться, познавать себя и свое окружение. Существует много классификаций игр, в статье речь пойдет о настольных играх.

История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. Многие источники свидетельствуют, что в Древнем Египте существовала настольная игра, иллюстрировавшая путь человека по загробному миру. Настольные игры широко использовались и применялись в жизни людей. Исследователи отмечают, что создаваемые игры были не только способом развлечения, но и инструментом обучения молодого поколения, развивающим и корректирующим методом.

 

Компьютеризация проникла во все сферы жизни человека, в том числе заменив живое общение на виртуальное. Но в последние годы наблюдается всплеск интереса к настольным играм, как к веселому досугу, способу развития интеллекта и когнитивных способностей ребенка, с их помощью можно решить важные проблемы детей и подростков, поэтому в настоящее время они становятся все более популярным инструментом в работе психолога.

Используя в своей работе возможности настольных игр, психолог создаёт обстановку, которая способствует снятию напряжения и созданию доверительных отношений между участниками в короткое время. Высокая активность, эмоциональная окрашенность, условность игры способствуют высокой степени открытости участников, обеспечивают чувство безопасности, а это означает, что ребенок отбрасывает в игре сознательную защиту, у него снижается тревожность, настороженность, он становится самим собой.

В области педагогических, социальных, психологических наук настольная игра появляется довольно давно, она признается как эффективный метод не только подачи материала, но и отличного его усвоения. Также, развитие настольных игр во многом связано с социализацией детей разного возраста, с взаимовыгодным взаимодействием детей одной возрастной группы, с воспитанием в растущих поколениях лучших моральных качеств.

Влияние настольных игр на психологическую сторону личности ребенка весьма разнообразно: в соответствии с направленностью и персональным отношением детей к игре. Поскольку настольные игры являются наиболее неординарным, разнонаправленным и, вместе с тем, увлекательным для детей способом решения различных психологических проблем, а также выступают в роли развивающего и духовно обогащающего ресурса.

Свой семейный опыт развития младшей дочери посредством настольных игр я захотела опробовать в практике, поэтому стала включать их в занятия наряду с тренинговым развитием. Отличительными особенностями этих игр является большая эмоциональная вовлеченность, соревновательный элемент, более четкие правила, которые обычно нельзя изменить или игнорировать. Соревновательный дух большинства настольных игр помогает удерживать внимание, концентрироваться на игре, не отвлекаться, так же развивает скорость реакции.

Одна из любимых игр на наших занятиях игра «Доббль» — основные правила игры развивают внимание, влияя на все его характеристики: произвольность, объём, концентрация, распределение, устойчивость, переключение. Настольная игра Доббль развивает реакцию, как двигательно-моторную, так и, при определённых правилах, речевую. При строгом соблюдении правил поведения во время игры тренируются такие качества как стрессоустойчивость и самоконтроль.

В игре также идет адаптация к условиям постоянно меняющейся задачи. Этот полезный навык переноса внимания (без «застревания» на пройденном или неудавшимся) будет важен в условиях быстро меняющихся заданий в школе, таких например, как математические диктанты.

Не менее любимая «Живые картинки». Она направлена на развитие памяти (запомнить все картинки), внимания (способность найти отличия), регуляции и контроля собственной деятельности (способность действовать в соответствии с правилами игры, развитие скорости реакции на внешний стимул), а также коммуникативных навыков общения (игра в группе), формирования способности эффективно мыслить в условиях соревнования, формирование мотива достижения (успеть найти картинку первым).

Приведенные примеры двух игр демонстрируют уникальность каждой игры. Кроме перечисленных игр в практике я использую «Соображарий», «Катамино», «Зверобашня», «Спящие королевы», «Дженга», «Барабашка», «Кортекс».

Каждая из них особенна и направлена на достижение определенных задач. С помощью игр мы учиться слушать и слышать друг друга, высказывать своё мнение, не боясь быть неправым. Учимся выигрывать и принимать поражение, радоваться победам товарищей. Игры заставляют думать на несколько ходов вперед и в то же время быть спонтанными, рисковать, а иногда отказываться от необдуманного риска. И, конечно, игра учит помогать и принимать помощь, договариваться, строить коллективные стратегии, работать в команде.

Литература:

  1. Громова Д.А. Настольные игры как современный инструмент работы психолога в сопровождении подростков / Д.А. Громова. — Текст: непосредственный // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 16-19. — URL: https: //moluch. ru/conf/psy/archive/236/11111/ (дата обращения: 16. 10. 2020).
  2. Эльконин Д. Психология игры. — М.: Владос, 1999 г. — 360 с.
  3. https: //www. litprichal. ru/press/94/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год